Композитор А. Н. Скрябин Реформатор музыки Детство



Дата02.07.2018
өлшемі1,89 Mb.
#45829

Композитор А.Н.Скрябин

  • Реформатор музыки

Детство

  • Родился 25 декабря 1871г. В московской дворянской семье
  • Мать Л.П.Щетинина, пианистка, умерла через год после рождения Николая; отец – дипломат, создал новую семью и встречался с сыном эпизодически
  • Воспитывался двумя бабушками – матерью и сестрой отца
  • Рано проявилась уникальная музыкальная одарённость

Годы учения

  • Учился в московском кадетском корпусе
  • Уже в 10-12 лет писал музыкальные сочинения
  • С 1888г. учился в консерватории. Среди его педагогов – С.И.Танеев (на фото), В.И.Сафонов

В числе консерваторских «звёзд»

  • В.И.Сафонов
  • Раз как-то Скрябин играл у Сафонова на дому, когда тот прилег отдохнуть и немного вздремнул. После Сафонов рассказывал: «Просыпаюсь при прелестных звуках чего-то. Не хотелось даже двинуться, чтобы не нарушить волшебного очарования. Спрашиваю потом: „Что это?" Оказался его Des-dur'ный прелюд. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни».

Юное дарование

  • Скрябин окончил консерваторию в 1892 только по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям)
  • Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории.
  • В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»

Знакомство с М.Беляевым

  • М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник, создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации — Русские симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки
  • Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова

Дружба с А.К.Лядовым

  • Беляев выделил Скрябина на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии.
  • Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена. 

Брак с В.И.Исакович

  • Вера Ивановна была пианисткой, и порою супруги давали совместные концерты
  • Скрябин в 1890-е годы ведёт активную концертную деятельность по городам России и выезжает за границу
  • Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)

Лучшие произведения композитора 1890-х годов

  • 24 прелюдии соч. 11  («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина)
  •   цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе)
  • три сонаты
  • фортепианный концерт — одно из обаятельнейших произведений Скрябина — вошел в число классических образцов этого жанра

«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом»

  • На рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии»
  • Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера

Член Философского общества

  • Около 1900 года Скрябин познакомился с кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото)
  • Утверждается на позициях субъективного идеализма
  • Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества

Центральное дело жизни

  • Замысел «Мистерии»
  • А.Н.Скрябин
  • «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры
  • Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя

Заграничный период 1903-1910

  • В 1904г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер, полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа
  • Удивительная дружба с марксистом Г.Плехановым
  • Финансовые затруднения после смерти М.Беляева
  • Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США

Возвращение на родину

  • В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни
  • Сейчас в этом доме располагается музей композитора

Дом-музей

Работа над «Мистерией»

  • Последние годы жизни композитор посвятил реализации идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, концертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» — вырывалось у него.
  • Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.

Нелепая смерть

  • Гибель композитора в возрасте сорока трех лет (27 апреля 1915г.), в полном расцвете творческих сил, от нелепой, случайной причины (на губе вскочил карбункул, вызвавший общее заражение крови) была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства.

Лучшие произведения композитора 1900-х годов

  • 4-я соната (принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты
  • две поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма-ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63)
  • Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества
  • 4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74
  • второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65)
  • Третья («Божественная») симфония — одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия
  • «Прометей» (Поэма огня)
  • Поэма «К пламени» — одно из выдающихся поздних произведений Скрябина

В памяти потомков

Источники информации и изображений

  • http://www.scriabin.ru/
  • muzruk.info
  • litopys.net
  • rusalochka.wordpress.com
  • fictionbook.ru
  • intoclassics.net
  • devichka.ru
  • maslovka.org
  • arts--today.ru
  • classic-music.ru
  • runivers.ru
  • http://www.liveinternet.ru/users/4000491/post163583015/
  • http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=634766&tagid=108
  • http://bonooooo.livejournal.com/34363.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post152851469
  • http://scryabin.livejournal.com/



Достарыңызбен бөлісу:




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет