знать имена и вклад в развитие риторики ораторов Античности;
излагать ораторские приемы древних греков и римлян.
Политическое красноречие – публичное выступление, связанное с темами финансов, вопросами войны и мира, охраны страны, снабжения ее продовольствием, выработки законодательства.
Имеет совещательную форму.
Обращено в ближайшее будущее, т.к. от воли его слушателей зависит принятие общезначимых решений (например, при голосовании).
Направлено на управление общественным поведением (труд, решимость, мужество, терпение, скепсис и пр.).
Типы красноречия античности
Типы красноречия античности
Торжественное(эпидейктическое, нарядное) красноречие направленно на воспитание личностных и гражданских качеств, на мобилизацию психологических ресурсов.
Имеет совещательную форму.
Обращено в отдаленное будущее.
Например, Перикл произносит речь на могиле павших воинов: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражанием другим. Называется этот строй демократией, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».
Восхваление героя может привести к тому, что слушатель когда-нибудь станет ему подражать, или воспримет идеи, за которые тот погиб.
Судебное красноречие – это публичные выступления, произнесенные в судебном заседании и представляющие собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.
Обращено к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела.
Является составной частью судебных прений.
Судебная речь
помогает суду всестороннее исследовать обстоятельства дела;
установить истину и принять правильное решение;
влияет на формирование судейского убеждения.
Типы красноречия античности
Риторика софистов
Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина.
Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия.
Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию.
Риторика софистов
Персоналии
Протагор (ок. 481–411 до н.э.)
Протагор считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения.
Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения: «Искусство спора», «О науках» и др.
Протагор ввел в обиход формулу «Человек есть мера всех вещей. Того, что они существуют того, что они не существуют.» (начало его сочинения «Истина»).
Риторика софистов
Персоналии
Горгий (ок. 480–380 до н.э.)
Горгий был учеником Коракса и Тисия. Он считается первооткрывателем фигур речи (параллелизм, единооформленные окончания и др.) и тропов (метафор и сравнений), а также ритмически построенных фраз.
Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики. Он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству.
Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Сохранились его сочинение «О не сущем» или «О природе и речи Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда».
Риторика софистов
Персоналии
Лисий (435 - 380 гг. до н.э.)
Считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность, выразительность и симметричность фраз.
аргументация, содержащая доводы и факты в подтверждение правоты выступающего;
заключение, в котором оратор стремился дискредитировать своего противника.
Риторика софистов
Персоналии
Лисий (435 - 380 гг. до н.э.)
Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Его считают выдающимся судебным оратором, хотя сам он на суде выступил только один раз. Он составлял речи по заказу, т. е. был логографом.
Задача логографа (совр. спичрайтер) состояла в том, чтобы написанная им речь звучала естественно в устах выступавшего, который должен был сам защищать свои интересы в суде. Для этого нужно было хорошо знать социальную среду своего клиента, обстоятельства дела, вызвавшие тяжбу, темперамент и характер, умственное развитие и, конечно, особенности речи заказчика.
Лисий был известен как прекрасный рассказчик, чьи речи увлекали судей и присутствующих своей занимательностью, ярким языком.
Риторика софистов
Персоналии
Исократ (436 - 338 гг. до н.э.)
Иосократ – афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики.
Для Исократа характерен большой период, синтаксически и ритмически организующий смысл высказывания, придающий ему особую силу и выразительность.
Пример периода: фрагмент из похвалы кипрскому царю Эвагору: «От каждой политической реформы он брал самое лучшее; он обладал качествами народного вождя, потому что окружал заботою народ; государственного деятеля - потому что справлялся с управлением целого государства; отличного полководца - потому что сохранял благоразумие перед лицом опасности; наконец, умудренного повелителя -потому что всем этим отличался от других».
Риторика софистов
Персоналии
Демосфен (384 - 322 гг. до н.э.)
Афинский оратор-практик и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филиппа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филиппики.
Демосфен в совершенстве владел многообразными приемами ораторского искусства, выработанными греческим красноречием; особенно часто прибегал к стилистическим фигурам, подчеркивал и сопровождал слова жестами.
Его речи отличались силой аргументации, страстностью, сжатостью стиля, ясностью и краткостью, чистотой языка.
Риторика Сократа
СОКРАТ (около 470-399 до н.э.) – афинский философ. Полагая, что «письмена мертвы», отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах.
Главные средства риторики Сократа – это ирония, сомнение и вопросы.
Ирония есть разрушение позиции или статуса оппонента с помощью особого рода юмора.
Сомнение – это разрушение веры, утверждений или догм, на которые опирается человек, расшатывание уверенности в чем-то незыблемом. С сомнением, как с внутренним врагом, гораздо труднее бороться, чем с какими-либо явными контраргументами, идущими со стороны.
Сократ практически не выступал как активный оппонент. Он не говорил своему собеседнику, что тот думает неверно, или что не согласен с ним. Он просто задавал ему вопросы. При этом его оппонент сам заходил в тупик, что автоматически означало разрушение его изначальной позиции.
Риторика Сократа
Продолжение
Риторика Сократа носит критический характер.
Слово «критика» в переводе с греческого означает «разбор», ему соответствует латинское analisis – «разделение». Сократ разбирал и расчленял идеи, мнения, верования и т.д., однако в большинстве случаев он ничего своего не предлагал взамен разрушенному.
Сократ разрушал «сомнительные», на его взгляд мнения, догмы и ценности. Но именно они составляли идеологический фундамент подавляющего большинства граждан Афин, за что и был приговорен к смертной казни.
Искусство «маевтики» - рождения мысли, изобретенное Сократом, было направлено на то, чтобы мысль отсылала не к другой мысли или к мнению, а к реальности, к внутреннему или внешнему опыту.
Риторика Платона
Платон (427–347 до н.э.)
Отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве.
В диалогах «Федр» и «Горгий» Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, и прежде всего убеждение эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи.
Анализируя практику судебной риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину (которая в судах никого не интересует), но стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов.
Риторика Аристотеля
Аристотель (384–322 до н.э.)
Завершил превращение риторики в научную дисциплину, установив неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. Аристотель полагал, что риторика должна развивать способность убеждения.
В работах «Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях», Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.
Риторика Древнего Рима
Персоналии
Цицерон Марк Туллий (106 - 43 гг. до н.э.)
Древнеримский политический деятель, оратор, писатель.
Теория риторики Цицерона изложена в пяти его сочинениях: «О нахождении», «Топика», «Оратор», «Брут» и «Об ораторе». В них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей в соответствии с содержанием речи, о периоде и об источниках убеждения.
«Речь – пишет Цицерон - должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней».
Риторика Древнего Рима
Персоналии (продолжение)
Квинтилиан (ок. 35–100 н.э.) - оратор, ритор.
Написал самый полный античный учебник по красноречию «Риторические наставления» в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории.
Он характеризует пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.
Риторика Древнего Рима
Персоналии (продолжение)
Аврелий Августин (354–430) - один из отцов церкви.
Обратившись в христианство, обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества.
Его рассуждения о роли риторики для толкования и объяснения христианского учения содержатся, в трактате «О христианском учении». Рассуждая о причинах упадка красноречия, он приходит к выводу, что проблема – в несовершенстве воспитания молодых ораторов, ориентированных на успех у «невежественной толпы».
Заслугой Августина можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианами в форме гомилетики.
Вопросы для самопроверки
По теме: «Риторика Античности»
Перечислите типы красноречия античности и дайте их характеристики.
Назовите отличительные черты риторики софистов.
Дайте Охарактеризуйте учения греческих ораторов: Лисия, Исократа и Демосфена.
Назовите отличительные особенности риторики Сократа и сравните ее с риторикой софистов.
Назовите отличительные особенности риторики Платона
Изложите теорию ораторского искусства Аристотеля.
Назовите отличительные особенности риторикиДревнего Рима.
Охарактеризуйте учения римских ораторов: Цицерона, Квинтилиана и Аврелия Августина.
Задания для самопроверки
Подготовьте устный доклад об одном из ораторов Древней Греции или Рима.
Длительность доклада 4 – 5 минут
Составные части: введение (приветствие), краткая биография оратора, тип красноречия, в котором он работал, основные работы, содержание учения или упражнений, разработанных данным оратором, выводы об актуальности для сегодняшнего дня (заключение).
Основные тезисы доклада прописать.
Приобретенные знания
Знание типов красноречия античности.
Знание персоналий античных риторов и их вклада в развитие риторики ораторов Античности.
Знание ораторские приемы древних греков и римлян.
Рекомендуемая литература
Волков, Александр Александрович.Основы риторики [Текст] : учебное пособие для вузов. / А. А. Волков. - 2-е изд. - М. : Акад. Проект, 2005. - 304 с. - (Gaudeamus).
Мурашов, Александр Александрович. Риторика. Теория и практика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Мурашов ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. ; Воронеж : МПСИ : НПО МОДЭК, 2006. - 528 с. - (Библиотека студента).
Львов, Михаил Ростиславович. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. вузов. / М.Р.Львов. - М. : Академия, 2002. - 271с. - (Высшее образование).
Марченко, Ольга Игоревна. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М. : Наука, 1994. - 189с.
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.