Сборник методический материалов «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского»



бет1/18
Дата26.06.2018
өлшемі9,64 Mb.
#45083
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Печатается по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского
Под общей редакцией:

Е.Н. Бородина, магистр педагогики

Е.В. Глушкова, магистр психологии

М.А. Швыдко, магистрант ИП и ПД УрГПУ

Сборник методический материалов «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского» Екатеринбург 2014 – с. 231

©Екатеринбургская епархия

Русской Православной Церкви, 2014

Оглавление

Вступительное слово.....................................................................................4

Начальная школа.........................................................................................6

Образы преп. Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова.....101

Средняя школа...........................................................................................110

Преп. Сергий Радонежский глазами детей...........................................148

Старшая школа.........................................................................................158

Иконография преп. Сергия.....................................................................168

Высшая школа..........................................................................................180

Алфавитный указатель участников.......................................................231

Воспитание святостью.



700-летие со дня рождения

Преподобного Сергия Радонежского
«Как в капле воды отражается солнце, так и в Преподобном Сергии отразилось то, к чему Бог призывает человека, отразилась совокупность всех христианских ценностей».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Милостью Божией, состоялся второй заочный областной открытый методический конкурс «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского», который проходил с 1 декабря 2013 года по 1 марта 2014 года в соответствии с темой XXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Организаторами конкурса выступили Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии и кафедра эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.

Культурно-историческое наследие Древней Руси является фундаментом отечественной просветительской мысли, родоначальником благочестивых обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу воспитания на Руси. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского — величайшего подвижника и просветителя 14 века. В обращении к соотечественникам о. Павел Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная линия, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию».

Исторические очерки, предания и сказания, старинные иконы донесли до нас значимые этапы жизни Преподобного: страницы детства – почитание и любовь к Богу и родителям, духовное уcтремление к высшему миру с первых лет жизни. Духовная аскеза в лесной глуши близ Радонежа. Основание Троицкой обители – духовной колыбели для многих поколений тех, кто пошел по пути Преподобного Сергия. Примером трудолюбия и благочестия, духовной отваги и молитвенности, миротворчества и самоотверженой любви к ближнему становится для подрастающего поколения Преподобный Сергий Радонежский.

Главными целями конкурса являлись: приобщение педагогической общественности к отечественному культурно-историческому наследию; актуализация значимости святости в деле духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения; достижение понимания и принятия педагогами православных отечественных культурных традиций; повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в сфере нравственно-патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся и воспитанников.



Задачами конкурса выступили:

  • обобщение опыта педагогов, осуществляющих деятельность в сфере нравственно-патриотического, духовно-нравственного воспитания;

  • выявление и распространение эффективных форм и методов работы в данном направлении;

  • выявление педагогического потенциала художественных, литературных, музыкальных произведений соотечественников, посвященных Преподобному Сергию;

  • формирование педагогических способов грамотного, вдумчивого применения знаний о Преподобном Сергии Радонежском (житие, духовно-нравственные наставления), знаний о его семье, преподобных Кирилле и Марии Радонежских в практике воспитания детей и подростков;

  • развитие творческого потенциала педагогов в деятельности конструирования учебных и воспитательных занятий и внеклассных мероприятий;

  • создание информационного банка методических разработок по нравственно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

В конкурсе приняло участие 44 педагога и было представлено 46 работ — конспекты и конструкты уроков, внеурочных занятий, разработки занятий для дошкольников, сценарии внеклассных мероприятий, тематические классные часы, тематические родительские собрания, методические рекомендации и т.д.). В конкурсе приняли участие педагоги из Екатеринбурга и городов Свердловской области — Первоуральска, Среднеуральска, Ревды, Новоуральска, Березовского, Верхотурья, Краснотуринска; Артинского, Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Красноуфимского, Невьянского районов; регионов России — Брянской, Челябинской (г. Магнитогорск), Самарской, Иркутской области (г. Ангарск), Удмуртской Республики (г. Глазов).

Конкурс показал, что педагоги разных регионов России с большим вниманием и уважением относятся к духовному наследию Преподобного Сергия Радонежского и совместно осваивают педагогически обоснованные способы приобщения к нему детей и подростков. Конкурс способствовал творческому объединению педагогов-участников конкурса на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Руководитель конкурса,

руководитель секторов православного

дошкольного и школьного образования Отдела религиозного

образования и катехизации Екатеринбургской епархии, старший

преподаватель кафедры эстетического воспитания Института

педагогики и психологии детства Уральского государственного

педагогического университета

Елена Николаевна Бородина




НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка (рекомендации и занятие) методические материалы по теме: « Учимся жить у Преподобного Сергия».
Филинкова Анжелика Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МАУ НГО «Центр творчества»

Невьянского ГО

Свердловской области
Пояснительная записка (печатается в сокращении)

Проблема духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Никакие политические реформы, технический прогресс не в состоянии остановить деградацию общества, отказавшегося от своих духовно–нравственных корней и традиций. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно – нравственных кризисов». Новые образовательные стандарты, отвечая на эту проблему, главным в образовании обозначили не усвоение системы знаний и компетенций, а прежде всего процесс развития личности, принятие духовно – нравственных, социальных, семейных ценностей. Сейчас образовательным сообществом ведётся полемика: какое отбирать содержание, какие методы и формы применять, чтобы они действительно влияли на духовно-нравственное становление юных россиян и были результативны? Поиск путей решения данной проблемы позволил сделать заключение: чтобы ребёнок не только познакомился с ценностями, нравственными нормами жизни, но и принял их, присвоил себе, на основе их стал выстраивать свои отношения с окружающими, чтобы они стали для него личностно значимыми (что и является главной задачей духовно-нравственного воспитания), нужна серьёзная мотивация, глубокие механизмы воздействия. Анализируя свой опыт работы в данной области, пришла к выводу, что именно православная культура обладает уникальной возможностью формирования у детей глубоких и устойчивых мотиваций к осознанному нравственному поведению, ценностному отношению к миру, людям, себе, мировоззрения. Исходя из этого, становится актуальным и насущным обращение к культурно-историческому, педагогическому наследию, касающемуся аспектов воспитания, в частности, к житийной литературе как одному из оснований отечественной духовной культуры. Но духовно–нравственное развитие ребенка – очень сложная область педагогической деятельности, поэтому встаёт ещё одна проблема: чтобы добиться здесь результата, важно правильно подойти не только к отбору содержания образования, но и к вопросу о том, как это содержание донести до детей. Существуют разные мнения о том, какими методами, с помощью каких форм приобщать детей к православной культуре, знакомить с житиями святых. Одни защищают позицию использования только традиционных методов обучения, отрицая современные педтехнологии, отстаивая принцип «обучать в тишине», другие стоят на позиции оптимального сочетания традиции и современных методов обучения. Опять же на основе анализа предыдущей педагогической деятельности поняла, что традиционные способы обучения, позволяя добиваться хороших предметных результатов, ограничивают активность, самостоятельность детей, их взаимодействие друг с другом, мотивация учебной деятельности довольно слаба. Современные педтехнологии, напротив, позволяют не только внимать, но активно мыслить, действовать и, главное, взаимодействовать, что так важно для духовно-нравственного становления личности, во главу угла ставится развитие ребёнка, что, в свою очередь, новыми стандартами также определяется как основополагающее в образовании. Поэтому считаю комплексный подход (оптимальное сочетание традиции и инноваций) к подбору методов и форм в реализации программ, мероприятий духовно-нравственного направления наиболее эффективным.

Данный год является юбилейным для отечественной культуры и истории — отмечается 700-летие со дня рождения великого подвижника веры и благочестия, святого, внёсшего огромный вклад в объединение русского народа, становление его и духовности, и государственности, Преподобного Сергия Радонежского. В условиях разрушения идеалов, разобщённости российского общества, необходимы те национальные герои, образы которых духовно возвысят нас и консолидируют. В связи с этим особенно актуальным становится обращение к образу Преподобного Сергия, «собирателю земли Русской».

Отсюда, цель данной работы – представить практический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на примере изучения жития Преподобного Сергия Радонежского для оказания методической помощи педагогам-практикам.

Задачи:


  1. Обосновать актуальность обращения к православной культуре как к уникальному средству духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей;

  2. Раскрыть воспитательный потенциал житийной литературы на примере жизни Преподобного Сергия Радонежского;

  3. Обозначить смысловые акценты в изучении жития Преподобного Сергия и другой житийной литературы;

  4. Вычленить возможные ошибки, возникающие при работе с житиями святых;

  5. Рассмотреть методы и формы, способствующие достижению воспитательных результатов;

  6. Показать практическое использование данных рекомендаций на примере занятия «Учимся жить у Преподобного Сергия».

Данные методические материалы предназначены для педагогов разных видов образования, т.к. в них представлено несколько подходов к духовно-нравственному воспитанию детей: личностный (этический), культурологический, религиоведческий. Материалами могут воспользоваться учителя начальных классов, воспитатели, реализующие во внеурочной деятельности программы духовно-нравственного направления, классные руководители и педагоги-организаторы как общего, так и дополнительного образования, занимающиеся организацией воспитательной работы, педагоги дополнительного образования, работающие по программам культурологической, туристско-краеведческой направленностей. Данные материалы окажут помощь педагогам гуманитарного, обществоведческого и искусствоведческого циклов в подготовке учебных занятий, связанных с обозначенной тематикой, а также педагогам воскресных школ, православных гимназий.

Ожидаемые результаты от использования данных методических материалов:

  • осознание педагогическим сообществом огромных воспитательных возможностей Православной культуры и, как её части, житийной литературы, будет способствовать активному включению предложенных материалов в педагогическую деятельность по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

  • понимание воспитательных возможностей изучения жития Преподобного Сергия Радонежского позволит педагогам вызвать у детей интерес к этому святому, сформировать у них мотивацию к следованию его жизненному подвигу;

  • использование данных рекомендаций может стать основой для достижения значительных результатов в духовно-нравственном развитии детей.

К работе прилагаются материалы, представляющие практическую значимость для реализации данных методических рекомендаций и занятия (схемы, иллюстрации, дидактический материал, видеофильм и др.)

Содержание

Часть 1.

1.1 Актуальность обращения к Православной культуре как к уникальному средству духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей

Немеркнущая звезда нашей отечественной педагогики Константин Ушинский во многих трудах отмечает, что успех духовно-нравственного воспитания связан с двумя идеями — с идеей народности и с идеей православного освящения человеческой души, основываясь на огромном воспитательном потенциале Православной культуры. Ещё один выдающийся русский педагог С. А. Рачинский главной целью педагогики считал «воцерковление русской души через воцерковление школы». По его мнению, школа должна стать «школой благочестия и добрых нравов» под покровительством Православной Церкви. К. П. Победоносцев — крупный мыслитель, философ, профессор Московского университета твёрдо определил целью воспитания «образовать характер в человеке на основе соединения Евангельской любви и знания», утверждая, что истинное воспитание может основываться только на религии: «Детей нужно учить живой вере. Вера — единственный источник силы, который помогает отринуть доброе и избрать благое…». («Общество людей без веры в Бога и бессмертие души — это почти стадо диких зверей, хотя и одарённых разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга». Свт. Макарий, митрополит Московский; «Ничто столько не нужно человеку, как вера. От неё зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых сообществ.» Свт. Филарет, митрополит Московский) Действительно, что удержит современного ребёнка от лжи, лени, жестокости? Как ему объяснить, почему он должен говорить правду, когда выгоднее обмануть, почему он должен добросовестно учиться, когда легче не напрягать себя, почему он должен отказываться от чего-то своего ради других, жертвовать, когда удовлетворение личных потребностей и интересов важнее? И вообще, почему он должен думать о других, заботиться, ограничивать себя в чём-то, когда, жизнь всего одна, и надо, ухватить свой кусок счастья?! Что является сегодня той силой, которая способна формировать нравственность и ограничивать безнравственность?

На мой взгляд, именно Православие имеет эту силу, эти рычаги воздействия на ребёнка, и на вышеперечисленные вопросы может дать ему вполне конкретные, убедительные ответы. И отрадно, что современная образовательная политика, определяя важнейшим компонентом образования духовно–нравственное воспитание, обращается к отечественному опыту воспитания на основе Православия. А именно: «Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России», формулируя современный национальный воспитательный идеал, указывает на необходимость укоренённости личности «в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», а к базовым национальным ценностям относит и традиционные российские религии. И «Национальная доктрина образования в России» в качестве актуальной задачи в воспитании подрастающего поколения ставит формирование нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения на основе традиционной отечественной культуры. А ведь именно Православие на протяжении многих веков формировало культуру, быт, нравственные ценности и нравственное качество нашего народа, играло решающую роль в истории России. И закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» утверждает «особую роль Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры».

На основании вышеизложенного автор обращается к Православной культуре как к мощному средству духовно–нравственного воспитания учащихся. Введение ребенка в мир Православия, приближение его к пониманию себя как неотъемлемой части традиционной российской культуры, истории будет способствовать воспитанию гражданина России. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание — два взаимопроникающих направления воспитательного процесса, и даже более — первое подразумевает второе. Только высоконравственный, духовно развитый человек, уважающий свою историю и культуру, может стать достойным гражданином и патриотом своего Отечества. Яркий пример тому — святой Преподобного Сергий Радонежский: неутомимый труженик, милостивец, молитвенник, явивший высоту духа, веры, нравственности, любви к Богу, ближнему, Отечеству, что и позволило ему стать духовным и политическим лидером своего времени, собирателем земли русской, особо почитаемым русским святым. («Тот лучший слуга царёв и надёжный защитник отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду отечества небесного.» Свт. Филарет митрополит Московский).

1.2 Реализация воспитательного потенциала Православной культуры через знакомство детей с житийной литературой на примере жизни Преподобного Сергия Радонежского.



Добрый пример есть как бы модель,

с которой соображаются другие. (Блаженный Иероним)
Духовно-нравственное воспитание призвано помочь детям открыть для себя высокие образцы нравственности, ценностей, жизненных смыслов, принять их как эталонные, помочь им включить полученные знания в свою личностную систему убеждений, присвоить себе. Для этого основы духовности и нравственности, постигаемые ребенком, не должны навязываться извне. Гораздо важнее сформировать духовно-нравственные понятия и представления через чувства, мысли и опыт самих детей. Знания нравственных норм не перерастут в убеждения, понимание смысла добродетелей — в качества, если не создавать ситуации, вызывающие яркие переживания ребёнка. И такими эмоциональные образами, несущими в себе высокие духовно-нравственные смыслы, являются личности святых. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает данное высказывание: учащиеся всегда с интересом и радостным эмоциональным настроем воспринимают занятия, посвящённые жизнеописаниям святых. Внутренняя красота личности святых как носителей духовно–нравственных ценностей не оставляет детей равнодушными, что и позволяет оставить значительный след в их душе, способствует их духовно-нравственному возрастанию. Словом, чем больше дети будут узнавать о святых, тем легче им будет направлять свою жизнь по правильному пути, сверяя свои мысли и поступки с их делами и с их жизнью.

Обратимся к житию Преподобного Сергия Радонежского. Знакомство с ним показывает ребёнку возможную высоту человеческого достоинства, глядя на которую, он легко обнаруживает свои недостатки, с одной стороны, и стремится к личному достижению этой высоты — с другой, вдохновляясь его нравственным подвигом. («Если мёртвым горящим углем чрез приближение зажигается другой мёртвый холодный уголь: не тем ли более сердце, одушевлённое живою верою и молитвою, может возжечь тот огонь в другом, даже и совсем хладном, даже в полумёртвом сердце?» Свт. Филарет митрополит Московский) Преподобному Сергию в своей жизни пришлось немало потрудиться, потерпеть, пострадать. Как он справлялся с этими трудностями? Как поступал в сложных ситуациях, постоянно возникающих в жизни? Как делал свой нравственный выбор? Это дети узнают из жизнеописания святого. Не случайно многих подвижников благочестия вдохновляли к праведной жизни именно жития святых, с интересом воспринятые ими в детстве. Поэтому чтение житийной литературы с детьми на Руси было одним из важных средств их духовного воспитания в семье.

Особо ценно в житии Преподобного то, что оно служит примером для подражания не назойливо, не назидательно, а естественно просто. Как мы не замечаем воздух, дыша им, так и примеры из жизни этого святого остаются в памяти ребёнка не потому, что их нужно «вызубрить», а как живая пища для души. Когда дети узнают, что не только им сложно было учиться, что и великий святой Сергий Радонежский в детстве долго, смиренно терпел насмешки товарищей и недовольство учителей, они проникаются большим сочувствием и уважением к нему. Но как Преподобный Сергий старался решать эту проблему? Он не бездельничал, не отчаивался, не обижался и, тем более, не пытался ответить злом на зло. Он продолжал заниматься, виноватым в своей беде считал себя, а главное, горячо молился. И получил Божию помощь — чудесным образом уразумел грамоту. Этот пример учит детей трудолюбию, прощению, беззлобию, силе духа и тому, что эти качества всегда вознаграждаются Богом.

Когда Преподобного Сергий хотел оставить мирскую суету и удалиться в монастырь, его родители возражали. И, как ни велико было его желание, он не стал спорить, а проявил почтение, уважение к их воле, смиренное послушание родителям. Этот эпизод показывает детям, что послушание забота, умение пожертвовать своими желаниями есть проявление любви к родителям.

Любое событие из жизни Преподобного является поучительным примером. И случай со старой тканью, от которой все отказались; и его дружба с медведем; и запрет братии идти просить милостыню; и воскрешение умершего мальчика ради горем убитого отца; и то, что он раньше всех вставал, чтобы испечь всем хлеба; и, конечно, его подвиг по объединению Руси и избавлению от монголо–татар.

Словом, личность Преподобного уникальна, она воспитывает своей святостью.



Часть 2

2.1. Авторская позиция в отношении смысловых акцентов в изучении жития Преподобного Сергия и другой житийной литературы

Для того чтобы знакомство с образом Преподобного и других святых имело вышеобозначенные воспитательные эффекты, необходимо грамотно подходить к раскрытию данного содержания для детей и к тому, на что нужно акцентировать их внимание. На мой взгляд, это следующие моменты.

1. Жизненный путь святого важно показывать как огромный, целенаправленный, сознательный труд над собой. В его жизни, как и всех новозаветных святых, творчески и уникально, сознательно и глубоко раскрывались разные совершенства Спасителя, а тем самым осуществлялось и подражание Христу. Особенно явно раскрылись такие христоподражательные свойства святого как послушание, смирение, стремление к различным служениям Богу и людям, бескомпромиссность жизни, открытость и простота, жертвенность и твёрдость в исполнении воли Божией, чистота сердечная и многое другое. Но самое главное не в воплощении этих отдельных нравственных качеств, а все – целое стремление его к подражанию и уподоблению Христу. Так рассматривается путь святости в Православной педагогике. Этот путь в совершенстве прошёл Преподобный Сергий. Для него стяжание святости — это и смысл жизни человека, и путь жизни, и результат её, который оценит только Бог. Святость есть искание, обретение, удержание Духа Святаго ради своего спасения и Царства Божия, что является делом одновременно и трудным и радостным. («Нет славнейшей победы — победить самого себя.» Свт. Тихон Задонский) Для светского образования именно последнее являет собой воспитательную ценность: жизнь святого рассматривается через призму красоты его души, богатства внутреннего мира, величие его жизненного подвига, совершённого ради Бога и людей. А подвиг этот как раз и заключается в постоянной борьбе со своими недостатками, он сопряжён с постоянным трудом по взращиванию в себе добра, усовершенствованию себя, с неустанным вниманием к своим поступкам — соответствуют ли они высоте человеческого достоинства, проявлению добра к другому, главному закону жизни — закону любви к ближнему, являются ли созидательными, приносят ли пользу людям и обществу в целом.

2. На примере жизни святого необходимо проводить следующие смысловые линии: добро-радость-счастье; зло-горе-несчастье. Это две параллельные линии, которые не пересекаются (я их детям рисую). Добро — это всё то, что дарит другому радость, что служит ему на пользу. Делая добро другому, человек получает его и сам — это особая, духовная радость, которая несравненно выше и сильнее радости от удовлетворения свих интересов, тем более материальных. Эту радость даёт Бог, вдохновляясь которой человек ещё и ещё стремится творить добро. И только поднимаясь по лестнице доброделания, радуясь радостью других, тех, кому ты сделал добро, можно почувствовать настоящее счастье. Счастье — категория духовная, человек счастлив ровно столько, сколько счастья он подарил другим (эффект бумеранга). Счастье — от слова «часть», только соучавствуя в жизни других людей, даже незнакомых, впуская в себя их боль, становясь частью их жизни, а значит и частицею Бога, можно обретать радость и счастье на земле и блаженство в вечности. Этим руководствовался и Преподобный Сергий, когда творил дела милосердия, жертвовал собой для всех, даже вопреки своим желаниям (в юности, когда хотел уйти в монашество, по просьбе родителей остался; не хотел становиться игуменом, желал уединения, но ради братий согласился, и т.д.) Добро он творил всем без разделения, и даже животным. Поэтому святые — самые счастливые и радостные люди, о них говорят так: «Даже в мизинце святого столько радости, что ею можно наполнить весь мир!» Как это актуально сегодня, когда мы так часто жалуемся на трудную жизнь, недовольны своим правительством, начальством, окружающими и сами устаём от своего безрадостного существования! Только при рассмотрении категории «добро» важно объяснять, что истинное добро всегда бескорыстно («Ты большую получишь награду, если делаешь добро не из награды (даже и небесной)». Свт. Иоанн Златоуст). И Преподобный Сергий — яркий пример бескорыстного доброделания.

3. Почитание Преподобного Сергия Радонежского во всём мире, огромная любовь к нему, то, что в Свято–Троицкую Сергиеву Лавру едут круглый год люди со всех стран, разных национальностей, а Лавра по праву именуется сердцем земли Русской — результат праведной, подвижнической жизни Преподобного. Одни люди умирают и их быстро все забывают, т.к. никакого доброго следа на земле они не оставили, других, что хуже, вспоминают, но не добрым словом, а со дня рождения Преподобного Сергия прошло 700 лет, и он до сих пор всеми любим. В чём причина такой долгой и благодарной человеческой памяти? Живая, деятельная вера, проявляющаяся в жертвенном служении людям и Отечеству, добродетельная жизнь святого снискала ему всеобщую любовь и уважение: «Как магнит притягивает к себе железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних» (Иаков, архиепископ Нижегородский)

4. Важно показать детям огромную роль Преподобного в становлении российской государственности и нравственного возрождения Русской земли в годы татарского нашествия. Уже при жизни он стал воплощённым символом единства Руси, которого так жаждал русский народ в 13 – 14 вв. Преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. Советы Троицкого игумена влияли на дела государственные. Князья не раз обращались к нему за разрешением ссор, искали в нём мудрого посредника, справедливого миротворца, кроткого предотвратителя кровопролития. Как верный сын Отечества, он близко к сердцу принимал судьбу родной земли, разделял её горе и радости. По этим причинам и отправился в Троицкую обитель за советом и благословением князь Димитрий Иоаннович Донской перед тем, как выступить против татар: «Живоночальной Троице помолитися, у игумена благословитися». Победа на Куликовом поле, предсказанная Преподобным Сергием, показала татарам силу объединённой Руси, а само её население убедилось в необходимости единения разрозненных частей земли русской, и все стали собираться вокруг победительницы татар – Москвы. С этого события можно говорить о появлении русского народа, а Преподобного Сергия стали именовать собирателем земли Русской.

5. Осуществляя религиозное образование, важно помочь ребёнку войти в молитвенное общение со святым, чтобы святой стал небесным другом и помощником, посредником между ним и Богом. Преподобный Сергий как в своей земной жизни жил жертвенно, так и сейчас, находясь в небесных обителях, всегда скор на помощь. Необходимо обратить внимание на то, что богоугодные дела, нравственные совершенства — это проявление веры святого, которая «без дел мертва есть», это его любовь к Богу и ближнему. Святой, преодолевая те же трудности жизни, что и сейчас ребёнок, искал помощи у Бога, получал её, а затем ещё более трудов полагал, надеясь обрести Царство Божие.

2.2. Возможные ошибки при работе с житиями святых

• Долгий и подробный рассказ о святом утомит детей и не будет эффективным, лучше отобрать 6 – 8 наиболее ярких и доступных для восприятия и жизненного опыта учащихся эпизодов, связанных именно с нравственным выбором святого Сергия и проявлением им добродетелей, которые, как яркие картинки, запечатлеются в сознании ребёнка.

• Такие способности святых как прозорливость, чудотворение, которыми обладал и Преподобный, нужно рассматривать как великие дары от Бога за их праведную жизнь, данные для служения ближним. Чудеса святые творят не своей силой, они не волшебники и не маги, а совершают их силой Бога. Господь доверил Преподобному Сергию такие дары, зная, что он будет пользоваться ими абсолютно бескорыстно, со смирением и благодарностью, только во благо людей, сознавая великую ответственность возложенного на него служения. Ни один святой, перенося даже огромные трудности и тяжёлые болезни, по примеру Христа не воспользовался такими дарами для себя.

• Однообразная учебная деятельность не будет способствовать достижению воспитательных результатов, даже если это духовно-нравственная тематика. Необходима, как и в любом образовательном процессе, смена видов деятельности, использование активных методов обучения.

2.3. Методы и формы, способствующие созданию условий для духовно-нравственного становления личности ребёнка. Обоснование выбора методов, форм, педтехнологий.

В основу подбора методов и форм, через которые наиболее эффективно можно добиваться воспитательных и образовательных результатов, мною были заложены следующие идеи.

1. Важно не навязывать ребёнку те или иные образцы нравственности, а создать условия, при которых знания, ценности, образцы, нормы будут «присваиваться» и «переживаться» им как свои собственные достижения и открытия.

2. Мозаичность жизни современного общества рождает клиповое сознание и задает соответствующий ему образ поведения и мышления: не стремиться вглубь, а скользить по поверхности; навык интеллектуального труда не вырабатывается. Это приводит к потере интереса к подлинным ценностям: культуре, науке, искусству. Для преодоления интеллектуальной ленности необходимо активизировать деятельность детей, научить их самостоятельно мыслить, узнавать что-то новое, творить, анализировать.

3. Воспитание без самовоспитания невозможно. Самовоспитание начинается с самопознания. По мнению В. А. Сухомлинского, первый и наиболее ощутимый результат воспитания в том, что человек стал думать о самом себе, своей судьбе.

4. Для духовно-нравственного становления личности ребенка необходимы поле деятельности, среда общения, возможность взаимодействия, т.е. собственная социальная активность, когда он свои знания, умения, ценностные ориентации применяет в своей собственной социальной практике.

Учитывая названные условия, а также ранее обозначенные подходы к подбору методов и форм, сформировался методический комплекс на основе сочетания традиционных и современных методов и форм обучения. Его составили: для учащихся 1-го года обучения – традиционные методы обучения, слушание – рисование, метод проблемного обучения, игровая технология, со 2-го года обучения вводятся дополнительно групповая и проектная технологии, элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова, работа с текстом по М. Монтессори и С. Френе, мини–сочинения – рассуждения с нравственной проблематикой, этический диалог.

Влияние избранных методов, форм, педтехнологий на духовно-нравственное становление учащихся; опыт их использования в педагогической деятельности.

Для формирования устойчивых мотиваций к осознанному нравственному поведению, ценностному отношению к миру, людям, себе, необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Для этого мною берутся проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для ребенка, для решения которых ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые еще предстоит приобрести. Постановка проблемного вопроса, серии вопросов, проблемной ситуации, использование противоречивых высказываний, конфликтных ситуаций, написание проблемных сочинений-рассуждений приводит к активной познавательной деятельности, требующей актуализации знаний, анализа, активного включения мыслительных способностей.

В тех же целях применяю игровую технологию. Феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом и развлечением, она перерастает в обучение. Отсюда следует, что учебная деятельность, сливаясь с игровой, сама себя внутренне мотивирует. Игровые формы позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Даже «слабые» ученики в игре активны. Чтобы игра была эффективной, важно обеспечить ее четкую, грамотную организацию: 1. Постановка цели, формирование задач; 2. Подготовка к игре, создание психологической установки на игру; 3. Ход игры; 4. Подведение итогов (рефлексия). Названные этапы в структуре игры постоянны, а темы, содержание игр — переменные компоненты. На своей практике я убедилась в том, насколько важны для результативной игры постановка целей и рефлексия, поэтому при подготовке и проведении игр стараюсь особенно тщательно продумывать именно эти позиции.

Мощным стимулом активизации деятельности учащихся, их развития, обучения навыкам взаимодействия и коммуникации является применение групповой технологии. Главная идея обучения в группе — учиться вместе, когда рядом твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность за свои успехи и за успехи товарищей. Предложение работать в группе всегда встречается учащимися с интересом, так как это соответствует их потребности в общении, возможности проявить себя.

При групповой форме работы в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому ученику, эту ответственность учащиеся берут на себя, ведь вся группа отвечает за успехи каждого ее члена, ребята учатся помогать друг другу. Помогающий получает не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Таким образом, организованное обучение формирует у учащихся не только регулятивные УУД: умение планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, но и все остальные универсальные учебные действия. При этом важно научить ребят анализировать не только результаты деятельности, но и способы их достижения, характер взаимодействия. Существуют различные алгоритмы рефлексии групповой работы.

Изучив технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, взяла на вооружение оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, опорные слова, а также введены знаки, напоминающие о примерах, событиях. Подобный способ организации учебной деятельности детей позволяет добиться всеобщей активности, более полного и стойкого овладения материалом, легкости воспроизведения и опять работает на формирование УУД, позволяет добиваться воспитательных эффектов. К примеру, слушая рассказ или аудиозапись о жизни святого, дети 1 – 2 классов в это же время оформляют рисунок по наиболее понравившемуся эпизоду, затем проходит конкурс рисунков, где жюри составляют сами же учащиеся. Со 2-го полугодия 2-го года обучения ребята уже оформляют житие святого в виде символов, обозначающих услышанные эпизоды. Конкурс проводится между группами-командами, его критериями являются количество, содержательность символов, их соответствие житию, оригинальность и умение толковать их обучающимися. Может быть и такой вариант: команды предлагают символы противоположным командам для отгадывания эпизодов и объяснения на основе их нравственного урока.

Урок православной культуры должен быть личностно–ориентированным. Это значит, что в центре обучения должна находиться познавательная деятельность воспитанника, учитывающая его индивидуальные возможности. Поэтому на наших занятиях ребята размышляют, сопоставляют разные точки зрения, формируют и организуют собственную точку зрения, опираясь на знание учебного материала, собственные наблюдения, свой и чужой опыт. На занятиях часто звучит: «Как ты думаешь? Объясни. Докажи. Сравни. Приведи примеры из собственной жизни». Это способствует тому, что полученные знания становятся частью личного жизненного опыта ребенка, становятся личностно значимыми.

Применение этических мини-сочинений – рассуждений способствует тому, что каждый воспитанник индивидуально решает для себя какую-либо серьезную духовно–нравственную проблему, высказывает по ней своё суждение, оценку, отношение. Например, на тему: «Легко ли быть князем?», «Спешите делать добро: почему?», «Доктор Гааз: чудак, безумец или святой?», «Чему я научился у святого Сергия Радонежского?».

Проектный метод обучения значительно отличается от традиционных: обучающиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ информации (педагог выступает в роли консультанта). Применяя метод проектов, важно продумывать посильную тематику, уровень сложности, подготовительную работу, возможность создания продукта, чёткое соблюдение структуры, рефлексию. Чем младше возраст обучающихся, тем больше доля участия педагога в реализации проекта. Желательно, особенно для формирования духовно-нравственной сферы, чтобы проекты носили социальный характер.

Изучая жития святых, на рабочих листах дети записывают тему, оформляют рисунок, пишут или зарисовывают схему, листы вкладываются в папки. Таким образом, за время обучения формируется «Книга святости», автором и оформителем которой являются сами дети, что тоже является творческо-образовательным проектом. Предложенный комплекс методов и форм может использоваться для реализации любого содержания, связанного с духовно-нравственной направлением, в том числе и для заявленной тематики, при условии оптимального их подбора для каждого конкретного урока, занятия, мероприятия.

2.3. Занятия по теме: «Учимся жить у Преподобного Сергия»

Данные занятия проводится в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Уроки добра», реализуемой в соответствии с ФГОС во внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание». Программа четырёхгодичная, культурологической направленности, основана на изучении православной культуры, предназначена для детей 6 – 10 лет. Программа составлена таким образом, что каждый год обучения имеет свои конкретные цели, задачи, содержание и в то же время является ступенькой для последующего её освоения.

В основе изучения темы «Учимся жить у Преподобного Сергия» лежит информационный проект, рассчитанный на 4 занятия. Ранее мною были обозначены смысловые акценты изучения жития Преподобного Сергия, поэтому сейчас предлагаю только описательный вариант раскрытия темы.

Предлагаемому проекту предшествует подготовительная работа. С понятиями «святой», «добродетель», «житие», «икона» учащиеся знакомятся изначально в 1-й год обучения, когда проходят тему «День именин. Твоё святое имя». (Краткое содержание занятия: именины — день памяти святого, чьё имя ты носишь; святыми называют тех людей, которые угодили Богу своей праведной жизнью, воспитали в себе много добродетелей (добрых качеств души) и удостоились от Бога жить вечно и счастливо в раю; твой небесный покровитель — образец для подражания, чтобы брать пример с его доброй жизни, надо знать житие своего святого; называние полных имён детей по святцам, их значений и даты именин; краткое житие 2–3 святых, чьё имя носят дети данного класса; домашнее задание — познакомиться с житием своего святого.) 2-ой год обучения предполагает уже глубокое и подробное знакомство с житиями наиболее известных святых, поэтому тематика года так и обозначена: «О тех, кто живет в добре». Цель этого года обучения — формирование нравственного идеала личности, который реально воплощен в жизни святых. Примеры деятельного служения добру и красоте, личного благочестия раскрывают для ребенка высокий смысл общечеловеческих ценностей. Первое занятие – вводное: «Почему Русь называют Святой? Святые – сильнейшие в добре» (содержание: жизненный идеал русского человека – святость, достижение нравственного совершенства, уподобление Богу; во всех делах есть лучшие и сильнейшие; святые — сильнейшие в добре и любви; по- настоящему сильная личность та, которая обладает внутренней силой; победа над своими недостатками – трудная задача и самая большая победа, житие — внутренний путь человека, изменение души в сторону добра; святым может стать всякий человек, всё зависит только от его решимости и усилий, так как Бог всё сделал для спасения человека, обретения им счастья; хочешь стать счастливым и всегда радоваться — бери пример со святых, хочешь чем-то выделиться — выделись в добре, а не зле; хочешь научиться помогать, слушаться, быть добрым и мужественным — смотри как поступали святые; хочешь победить свои недостатки — учись этому труду над собой у святых; хочешь, чтобы тебя любили — сам научись любить по примеру святых. Дети составляют схему «Святые» на основе технологии Шаталова, где раскрывается суть понятия. В 4-ый год обучения, когда в программе вновь будет продолжена тема святости в разделе «Великие люди Руси», данная схема усложнится и получит новое название «Святая Русь», на ее основе дети проведут самоанализ, обозначив в схеме, в каком отношении, ориентируясь на святых, им нужно над собой поработать.

Характеристика проекта «Учимся жить у Преподобного Сергия».

Проект реализуется по программе 2-го года обучения (2-е полугодие), предназначен для детей 2–3 классов, но его можно проводить и с обучающимися 4–7 классов, усложняя уровень материала, повышая уровень самостоятельности обучающихся и требования к результату проекта. По продолжительности проект краткосрочный (4 занятия).

Участники — воспитанники, педагог, родители.

Формы работы — фронтальная, групповая, коллективная.

Методы: интеграция методов проекта и проблемного обучения, групповой технологии.

Межпредметные связи: ОПК–история, ОПК–литература, ОПК–история, ОПК–развитие речи, ОПК–ИЗО, ОПК–МХК.

Ресурсное обеспечение.

Материально-техническое: рабочая папка «Уроки добра», аудиорассказ «Детство Преподобного Сергия Радонежского», д/ф «Житие Преподобного Сергия Радонежского» (медиа-проект «Русские святые»), слайды с изображением Лавры, видео-аудиоаппаратура, цветные карандаши, фломастеры, клей, листы А 4.

Методическое: иллюстративный материал — репродукции картин М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею (фрагмент), «Юность Преподобного Сергия Радонежского», репродукция иконы «Благословение Преподобным Сергием Радонежским благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву» (Роспись в святых вратах Троице-Сергиевой Лавры);

дидактический материал – карточки с пословицами, карточки с качествами человека, с эпизодами из жития.

Цель проекта, задачи, планируемый результат

Цель: формирование у детей интереса к образу Преподобного Сергия Радонежского, на основе этого — мотиваций к осознанному нравственному поведению, создание условий для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

Задачи:


  • познакомить учащихся с житием святого Преподобного Сергия Радонежского;

  • углубить понимание ценностей: Отечество, добро, семья, любовь, милосердие, миролюбие;

  • дать детям нравственные ориентиры добра, истины, любви на примере жизни Преподобного Сергия;

  • создать условия для развития эмоционально–чувственной сферы ребенка, способности к сопереживанию, состраданию;

  • мотивировать обучающихся на анализ своего собственного поведения сравнительно с поступками Преподобного Сергия;

  • формировать у детей ответственность за свои поступки;

  • формировать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками в процессе групповой работы;

  • учить детей планировать учебную деятельность, соотносить её цель с результатом.

Планируемые результаты

В результате освоения у учащихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия (УУД):



Личностные УУД:

  • быть способным делать правильный нравственный выбор, выбор в пользу добра, руководствуясь поступками Преподобного Сергия;

  • иметь готовность к нравственному самовоспитанию, изменению себя к лучшему, руководствуясь образом Преподобного Сергия;

  • иметь эмоционально–положительное отношение к нравственным поступкам;

  • осознавать ответственность за свои поступки;

  • иметь желание сопереживать, сочувствовать.

Метапредметные УУД:

  • уметь передавать содержание жития Преподобного Сергия в виде рассказа;

  • быть способным делать нравственные выводы из жизни Преподобного Сергия, излагать их письменно;

  • уметь совместно с педагогом ставить цель деятельности, планировать её и соотносить свои действия с планируемым результатом;

  • иметь способность решать совместные задачи на основе сотрудничества;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки.

Предметные умения:

  • знать содержание жития Преподобного Сергия;

  • уметь раскрывать понятия «добро», «зло», «совесть», «любовь», «семья», «храм», «ответственность», «милосердие», «миролюбие», «житие», «монах», «монастырь».

Продукт проекта.

Продуктом проекта станет стенгазета, посвящённая нравственным выводам детей на основе их знакомства с житием Преподобного Сергия, предназначенная для презентования её учащимся других групп и классов.



Содержание проекта.

Занятия 1 - 2: подготовка к проекту, накопление необходимых знаний и навыков.

Занятия 3 - 4: реализация проекта

(занятие 3: этапы проблематизации, целеполагания, планирования, реализации проекта;



Занятие 4:корректировка, рефлексия, презентация проекта).

Занятие 1.

I. Введение в тему, целеполагание. Постановка проблемного вопроса: зачем изучать жития святых? Кого можно назвать святым? (Работают со схемой «Святой» по технологии Шаталова). Что такое житие? Почему нам важно брать пример со святых? (Запись темы).

II. Новый материал. Дети знакомятся с детством Преподобного Сергия: рассказ учителя дополняется аудиорассказом эпизода чудесного научения грамоте, используется иллюстрация картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», дети в это время изображают услышанное (либо рисунок, либо символы).

III .Повторение. Просмотр работ, дети объясняют, что изобразили.

IV. Закрепление. Обсуждение: что понравилось в образе мальчика Варфоломея? Какие поступки? Как вы поступаете в таких ситуациях? Как правильно? Почему? Почему Бог помог в его детской беде?

V. Итог. Чему захотелось научиться у Варфоломея?

VI. Д/З. Рассказать дома о том, что узнали; постараться найти информацию по теме; тем, кто принесёт оформленный материал, поощрительные баллы (т.к. в допобразовании нет отметок, разработана система поощрительных баллов для стимулирования учебной деятельности воспитанников, в конце каждой четверти баллы суммируются, набравшие большее количество поощряются призами. Общий итог подводится в конце учебного года.)

Занятие 2.

I. Введение в тему, целеполагание. Предлагается объяснить слова: «Каждый творит добро по возможности, и да светит делами света, если не наряду с великими светилами, то хотя бы между малыми звёздами» (Свт. Филарет митрополит Московский). Святые — великие светила, мы звёзды, надо учиться правильно жить — светить для всех, дарить радость по примеру святых. С каким великим светилом уже знакомы? (называют имена святых).

II. Повторение изученного. Проверка д/з. Показывается карточка с изображение азбуки (Приложение 10): с каким святым связано? Что можете рассказать? Какой вывод? Чему нам ещё важно у Варфоломея научиться? Какую информацию сами нашли?

III. Новый материал. Рассказ о взрослой жизни Преподобного Сергия. Берутся эпизоды: принятие монашества, построение церкви, молитва (любовь к Богу); против своего желания разрешил братии собираться вокруг себя и принять игуменство (жертвенность, послушание), сам строил кельи для братии, раньше всех вставал, пёк хлеб, трудился на огороде уже будучи игуменом (случай с огородом), не позволял попрошайничать (случай с прибытием телеги с продуктами по молитве св. Сергия), построил сень в уплату за чёрствые корки хлеба (трудолюбие, любовь к людям, жертвенность, надежда на Бога, терпение трудностей); дружба с медведем (репродукция картины М. В. Нестерова «Юность Преподобного Сергия Радонежского»), случай с тканью (смирение, скромность, жертвенность); эпизод с благословением Дмитрия Донского (репродукция иконы «Благословение Преподобным Сергием Радонежским благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву». Роспись в святых вратах Троице-Сергиевой Лавры) — любовь к Родине, прощальный наказ братии. Используются отрывки из д/ф «Житие Преподобного Сергия Радонежского».

IV. Повторение, закрепление. Дети работают в командах. Они уже знакомы с правилами работы в группе и способны на основе алгоритма делать самоанализ совместной деятельности, поэтому на занятии на обучение этим навыкам время уже не тратится, а педагогом только обозначается групповой способ учебной деятельности с последующим самоанализом на основе алгоритма по завершении проекта. Демонстрируются карточки с эпизодами из жизни Преподобного Сергия: необходимо соотнести изображение с житийным эпизодом, пересказать его (каждая группа выбирает по 2 карточки).

V. Итог. Сделать нравственные выводы на основе избранных эпизодов. Проверка работы команд, анализ результата. Какие поступки, качества Преподобного Сергия вам понравились? Какие бы вы хотели воспитать в себе? Почему?

VI. Д/З. Рассказать дома о том, что узнали; постараться найти информацию по теме; придумать вопрос для другой команды о преподобном Сергии. Самый интересный вопрос (вопросы) будет поощрён.

Занятие 3.

I. Введение в тему. В руках педагога деревянная резная шкатулка. Вопрос детям: как этот предмет называется? Как называется ремесло по его изготовлению? Как он связан с Преподобным Сергием? (Со времён Преподобного Сергия в Троице–Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, деревянные вещи были «благословением» монастыря.) Попробуйте догадаться, что лежит в шкатулке, это тоже связано с народным творчеством. Вспомните виды народного творчества (педагог задаёт наводящие вопросы, угадавшему – приз. В шкатулке – пословицы). Зачем нам нужны пословицы? Как они могут быть связаны с тем, что мы знакомимся с жизнью Преподобного Сергия? (Объявление темы).

II. Актуализация знаний. Дети работают в группах. Правила работы в группе, критерии оценки перед ними. Задание: выбрать пословицу, объяснить её значение, подобрать к ней эпизоды из жизни Преподобного Сергия, изображённые на карточках, объяснить выбор.

Проверка д/з: дети задают вопросы о преподобном Сергии, заготовленные дома (в группе выбирается самый интересный вопрос, который задаётся другой группе).



III. Проблематизация проекта. Проблемные вопросы: для чего мы с вами работали с пословицами, задавали друг другу вопросы? Какие качества можем в себе воспитать по примеру святого Сергия?

Чтобы скорректировать ответы детей, им предлагается из списка предложенных качеств человека выбрать те, которыми обладал Преподобного Сергий в соответствии с избранными эпизодами, и обосновать свой выбор. Нравственный вывод: почему нам важно воспитывать эти качества в себе? Легко это или трудно? Что для этого нужно делать? Что ещё можем сделать, чтобы добра вокруг нас стало больше? Как могут пригодиться наши знания о жизни Преподобного Сергия?



IV. Целеполагание проекта, определение ожидаемого результата. Совместно с педагогом дети ставят цель проекта: донести до других людей красоту нравственного образа Преподобного Сергия, чтобы и у них появилось желание следовать его примеру, чтобы все мы стали добрее, чтобы радости в мире стало больше. Обсуждается результат (продукт) проекта. Следуя вопросам педагога, обучающиеся выбирают результатом проекта стенгазету.

V. Планирование проекта. Совместно с педагогом составляется план действий: Что должно быть в газете? Какими средствами мы уже располагаем? Чем можем воспользоваться из материалов занятий? Как будем изготавливать газету? Что можем сделать сами сейчас? Что нужно приготовить дома? В результате обсуждения оформляется план (схема работы): пословица — качество Преподобного Сергия — эпизод из жития — нравственный вывод. Каждая группа должна подготовить заготовки (материалы) для будущей газеты — продукта коллективного творчества.



VI. Реализация проекта (начальный этап: отбор информации). Дети в группе распределяются, кто и что будет делать: рисовать, описывать эпизод, оформлять вывод, пословицу (она должна стать заголовком в каждой заготовке — минигазете). Делают эскизы.

VII. Итог. Анализ первичной обработки отобранной информации.

VIII.Д/З.(промежуточный этап реализации проекта). Оформить свою часть газеты.

Занятие 4.

I. Актуализация знаний. Показ фотографии общего вида Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Детям предлагается назвать это изображение.

Педагог: Лавра — духовное наследие Преподобного Сергия, величайший памятник русской культуры. В неё едут люди со всего мира, её называют сердцем земли Русской: почему? Как мы приобщаемся к этому наследию? Стены Лавры расписаны эпизодами из жизни Преподобного Сергия. Хотите посмотреть? Постарайтесь узнать эти эпизоды. (Дети просматривают, называют). Вывод: иконописцы в росписях увековечили добрые дела Преподобного Сергия, чтобы люди смотрели и учились у него, и мы хотим научиться у него доброй жизни и рассказать о ней другим: как?

II. Реализация проекта (заключительный этап: обобщение информации, коррекция). Группы просматривают домашние заготовки для газеты, совместно их корректируют, готовятся к защите своей мини-газеты, представляют результат работы группы; педагог отмечает, что надо доработать. Делается анализ промежуточных результатов работы группы, на основании которого воспитанники устраняют недочёты. Проводится конкурс заголовков для общей газеты. Газета окончательно оформляется.

III. Рефлексия проекта. Каждая группа анализирует свою работу на основании алгоритма. Совместно обсуждаются вопросы: чему научились во время реализации проекта, что понравилось, что было интересно, что особенно запомнилось? Изменилось ли что-то в самих детях?

IV.Д/З. Приготовиться к представлению результатов работы (презентации). Презентация проекта. Осуществляется в других классах, детских коллективах. В помощь педагогам для изучения данной темы предлагается дополнительно список литературы.
Методическая разработка интегрированного урока

«Все народы воспевают мудрость старости.

Преподобный Сергий Радонежский как пример мудрой старости»
Волкова Ольга Викторовна,

учитель изобразительного искусства,

НОУ «Православная школа во имя Святой Троицы»

г. Ангарск

Иркутской области
Пояснительная записка

Актуальность. В современном обществе регулярно констатируется неуважение к старшему поколению. В Книге Второзаконие мы читаем: «Народ наглый, который не уважит старца». В христианстве старость почётна, старчество свято. Оно — форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина. Праведники «и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс. 91, 15).

«Нет ничего сильнее старости», — говорит святой Григорий Богослов, и это сравнение старости с силой имеет глубокий смысл. А вот что говорит по поводу старости митрофорный протоиерей Иоанн Миронов: «Праведнику Господь даёт вместе с преклонными летами великую духовную силу и великую мудрость».

«Старость — великая милость Божия! Плод старости — мудрость. В старости Господь даёт время приостановиться, оглянуться, задуматься, принести плоды покаяния, передать духовный опыт молодым, наставить их на путь истины, дать им хороший пример своей жизни...».

Ожидаемые результаты

Личностные: мы предполагаем, что молодое поколение, увидев пример жизни, которая, подобно Божественному Троическому Первообразу, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: близкому, и незнакомому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику, будет по–другому относиться к старшему поколению.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.



Область применения: уроки изобразительного искусства, классные часы по духовно-нравственному воспитанию, внеурочные мероприятия.

Возраст обучающихся или воспитанников: 4–6 классы.

Продолжительность урока: Данный урок предполагает, что учащиеся знакомы с житием Преподобного Сергия Радонежского. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» включает в себя тему «Все народы воспевают мудрость старости», в связи со спецификой нашей школы, тема урока расширена и представлена на примере жития Преподобного Сергия Радонежского. Тема рассчитана на проведение 2-х уроков: первый урок–беседа, второй урок–рисование портрета пожилого человека.

Цели и задачи: повторение и закрепление знаний учениками жития Преподобного Сергия Радонежского; совершенствование навыков изображения пожилого человека; укрепление межпредметных связей (основы православной культуры, ИЗО, музыка, литература); показать детям, что старость мудра, почтенна; воспитывать у детей уважительное отношение к пожилым людям.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование урока

Для учителя: мультимедийный комплекс, презентация.

Для учеников: гуашь, бумага формат А3, кисти, палитра, карандаш, тряпочка.

Литературный ряд: стихотворение «Старость Преподобного Сергия»; Л. Толстой «Старый дед и внучек», стихи о Сергии Радонежском, пословицы и поговорки.

Музыкальный ряд: песня о Преподобном Сергии Радонежском, классическая музыка.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Показ презентации.

Слайд 2 Стихотворение (Читает ребенок, заранее выученное)

В глубоком омуте веков

На дне предание хранится,

Что мудрость смерти не боится,

Что мудрость – сила стариков,

Что старцу древнему она

За праведность и труд великий

По воле вечного Владыки

Всегда в награду отдана.


  1. Беседа по теме урока

Слайд 3 На экране пословицы и поговорки.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Как поживешь, так и прослывешь.

  • Не смейся над старым, и сам будешь стар.

  • Чем старее, тем правее.

  • Молодой на службу, старый на совет.

  • Седина в бороду, ум в голову.

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

Ответы детей. (Красота человека определяется не только внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Пословицы говорят о мудрости старости).

Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Из словаря Ожегова)


Каталог: userfiles
userfiles -> Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі, жергілікті атқарушы органдар көрсететін білім және ғылым саласындағы мемлекеттік қызмет стандарттарын бекіту туралы
userfiles -> 85. Өнер. Өнер тану Құлахмет Қожықов – қазақ театры мен киносының тұңғыш суретшісі
userfiles -> Есжан ержан әуелханұлы м. Е. Массонның Орта Азия мен Қазақстан археологиясына қосқан үлесі
userfiles -> Пайдаланған әдебиеттер
userfiles -> Қазақстан тарихы
userfiles -> «елінің ерке серісі» (Ақан сері Қорамсаұлы)
userfiles -> Қазақстан тарихы
userfiles -> Программа учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания"i специальность (направление) – 030101


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет