Учебно-методический комплекс для специальности 031501-Искусствоведение Издание второе, дополненное Рукопись соответствует электронной версии



бет1/4
Дата09.11.2016
өлшемі0,7 Mb.
#1310
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
­ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУСССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ



ТЕОРИЯ ИСКУССТВА
Учебно-методический комплекс

для специальности

031501-Искусствоведение

Издание второе, дополненное



Рукопись соответствует электронной версии

МОСКВА 2009

Теория искусства

Учебно-методический комплекс

Составитель:

Доктор искусствоведения, проф. Л.Ю. Лиманская


Ответственный редактор

Учебное пособие утверждено

на заседании кафедры всеобщей истории искусств

Российский государственный гуманитарный университет, 2009




СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………………………….6-7


  1. 1. Пояснительная записка ……………………………………….8-12

Программа курса

ТЕМА 1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства

ТЕМА 2. Пути развития христианской теории искусства в средние века.



ТЕМА З. Натурфилософские основания ренессансной теории искусства

ТЕМА 4. Роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени

5. ТЕМА 5Теоретические основы художественных концепций романтизма, модернизма и постмодернизма
Заключение
Тематический план курса в часах
Список источников и литературы
План семинарских занятий

ТЕМА 1. Связь естественнонаучного опыта с эстетикой мимесиса. Влияние античной науки на теорию света, цвета, пропорции, композиции…..

ТЕМА 2. Роль естественнонаучного опыта и богословских представлений о свете, цвете, пропорции в формировании средневековой теории искусства

ТЕМА 3. “Divinо Natura” в художественном осмыслении Ренессанса

ТЕМА 4. Основные пути развития и научные предпосылки теории искусства Нового времени

ТЕМА 5. Философия природы и интерпретация мимесиса в теории искусства к.XIX-н.XXI вв.

Контрольные вопросы к экзамену ………………………………

Темы докладов и рефератов …………………………………………………………………………

Темы курсовых и дипломных работ…………………………………………………



ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс “Теория искусства” предназначен для студентов 4 курса обучающихся по специальности “Искусствоведение”.

Российского государственного гуманитарного университета, курс входит в число специальных дисциплин.

Учебно-методический комплекс «Теория искусства» состоит из Программы курса, Плана семинарских занятий ,Рабочей тетради студента.

В Программе курса определено основное содержание обучения по данной дисциплине, указан объем знаний, который должны освоить студенты, изложены методические указания по изучению курса, дан список обязательных и дополнительных источников и литературы.

Содержание программы состоит из семи разделов, которые разделены на тематические подразделы. Их порядок и последовательность расположения определены логикой исторического развития, концептуальными и жанровыми особенностями рассматриваемого материала. Завершает программу курса Тематический план лекций и семинарских занятий, в котором перечислены все темы курса, количество аудиторных часов, отведенных учебным планом на их изучение с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, практические занятия и пр.).

Программа курса завершается списком экзаменационных вопросов, перечешем тем и методическими указаниями для написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, описанием системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

План семинарских занятий состоит из тематических разделов, в которых отражена последовательность изучения курса. В каждый раздел включены узловые вопросы по теме, контрольные вопросы для оценки уровня освоения материала, список обязательных и дополнительных источников и литературы по теме.

Рабочая тетрадь студента состоит из письменных заданий и методических указаний к их выполнению. Задания направлены на формирование навыков аналитического изложения материала в процессе работы с источниками и литературой. В РТС оставлено место для записи оценочных заключений преподавателя, что особенно удобно при работе со студентами вечерней и заочной форм обучения. Основная цель РТС – развитие навыков самостоятельной работы и углубленного подхода к освоению изучаемого материала. Каждый раздел РТС включает в себя методические указания к самостоятельному изучению темы, список источников и литературы. Структура РТС по курсу «Теория искусства» методически нацелена на комплексное ознакомление студентов с исторической спецификой развития теоретических взглядов на искусство.
ПРОГРАММА КУРСА
Пояснительная записка

Курс «Теория искусства» относится к разряду общепрофессиональных дисциплин федерального компонента, предназначенных для студентов IV-го курса дневного, вечернего и заочного отделений факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 031501-Искусствоведение. Курс читается в объеме 32 часов, 20-лекционных и 12 семинарских, завершается экзаменом.



Предмет курса

теоретический анализ языка изобразительных искусств в контексте исторического развития.



Задача курса -

обретение навыков работы с принципами философско-эстетической интерпретации таких понятий как рисунок, цвет, свет, пропорции, композиция, художественное пространство .



Цель курса

сформировать у студентов освоение основных понятий теоретического анализа изобразительных искусств в контексте их исторического функционирования. продемонстрировать междисциплинарный потенциал и историческое своеобразие теоретических школ и направлений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

Профессиональные задачи:


  • сообщить расширенные сведения об исторических этапах развития литературы по теории искусства;

  • ознакомить студентов с историческим своеобразием религиозно-мифологических, богословских, философско-эстетических взглядов на теорию искусства;

  • охарактеризовать междисциплинарные аспекты интерпретации таких понятий как оптика, перспектива, свет, цвет, пропорция, рисунок, композиция, художественное пространство;

  • проанализировать концептуальные особенности и понятийный аппарат новейших подходов к теории искусства, продемонстрировать их связь с современными средствами художественной выразительности и актуальными художественными практиками.



Образовательные задачи курса:

  • ознакомление с исторической спецификой теории искусства;

  • формирование навыков критического анализа религиозно-мифологических, богословских, философско-эстетических аспектов теории искусства;

  • раскрытие междисциплинарного потенциала теоретических школ и направлений;

  • воспитание навыков сравнительно-исторического анализа теоретических школ и направлений с целью выявление их исторической преемственности.

Новизна содержания курса основана на оригинальном авторском подходе к отбору и анализу теоретических концепций. При построении общей логики курса используется сочетание синхронного и диахроного методов изучения материала, что позволяет продемонстрировать потенциальные возможности развития теоретических школ и направлений, очертить рабочие границы присущие различным школам и жанрам теоретической литературы, показать их актуальность и связь со смежными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

УМК по курсу «Теория искусства» составлен повторно, в него внесены уточнения и дополнения: расширен состав литературных источников, введен анализ новейших исследовательских подходов, разработана РТС.



К особенностям курса относится его междисциплинарный характер, а также источниковедческая ориентация, требующая от студентов освоения элементов естественнонаучной истории, историко-философского знания, на базе которых строилась система теоретических представлений о свете, цвете, пропорции, композиции – как основных элементах языка изобразительного искусства.

Методология курса основывается на историко-типологическом подходе: Для ознакомления с истоками возникновения и перспективами развития Методология курса носит междисциплинарный характер. Изложение материала строится на основе сравнительно-исторического анализа основных понятий теории искусства. Анализ роли света, цвета, пропорции, композиции, рисунка, как основных элементов языка изобразительного искусства проводится на основе сопоставления сохранившихся от рассматриваемого периода памятников естественнонаучной и теоретической мысли. Особенности теоретических представлений о цвете, свете, пропорциях, композиции и художественном пространстве в культурах Древнего мира , Средних веков и Возрождения изучаются на основе взаимосвязи религиозно-символических и естественнонаучных представлений, выделяются особенности знаково-символической природы образного языка искусств.

Развитие естественнонаучных представлений о цвете, свете, пропорциях, композиции и художественном пространстве в культурах Нового и Новейшего времени, изучаются в связи с философско-эстетическими, психологическими , структурно-семантическими и постмодернистскими концепциями искусства.

При подготовке курса учтены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных теоретиков искусства и историков науки, что отражено в подборе рекомендуемой литературы. Круг обязательных источников и литературы по теме рассчитан на общее ознакомление с материалом, в то время как дополнительные списки позволяют более углубленно раскрыть предлагаемые в УМК контрольные вопросы и темы. По причине недостаточного количества учебной литературы и хрестоматий для студентов, обучающихся по специальности искусствоведение, дается расширенный список научной литературы и источников.

В связи с ограниченностью лекционного времени и семинарских занятий к программе курса и плану семинарских занятий прилагается рабочая тетрадь студента, в которой предложены методические ориентиры для самостоятельного изучения студентами отдельных разделов.

План семинарских занятий и тематика письменных заданий в рабочей тетради студента предполагает вынесение узловых вопросов программы для детального рассмотрения. В процессе подготовки к семинарским занятиям, при выполнении письменных заданий студент должен приобрести навыки критического осмысления памятников искусствоведческой мысли, умение анализировать их теоретико-методологический потенциал в контексте новейших течений.
В результате освоения курса студенты должны приобрести следующие профессиональные навыки:


  • владеть контекстуальным анализом понятийного аппарата, используемого в различных теоретических школах и направлениях;

  • уметь анализировать исторические и междисциплинарные особенности представлений о свете, цвете, пропорции, композиции ;

  • давать критические комментарии и проводить компаративистский анализ изучаемых текстов по теории искусства;

  • ориентироваться в концептуальных и понятийных особенностях современных теоретических школ и направлений.


Форма занятий. Занятия проходят в форме лекций и семинаров, а также в виде самостоятельных письменных заданий, которые изложены в рабочей тетради студента .

Методы изучения дисциплины основаны на устном и письменном анализе литературы и источников. В процессе обсуждения концептуальных особенностей теоретических школ и направлений на семинарских занятиях проводятся дискуссии.

Текущий контроль знаний проводится на основе оценки устных ответов студентов на семинарских занятиях и письменных заданий в РТС.

Итоговый контроль проводится путем устного коллоквиума посвященного оценке общего уровня освоения материала.

Курс завершается экзаменом. Экзаменационная оценка выводится на основе среднестатистической суммы баллов, которая определяется в процессе анализа текущей успеваемости в течение семестра и оценки по итоговому коллоквиуму.

Темы докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ выбираются вместе с преподавателем с учетом индивидуальной заинтересованности студента.


ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ:
ТЕМА 1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства
Понятие мифа, мифологического сознания. Мифологические аспекты «метафорического» сопоставления природных, социальных, культурных объектов. Мифология и принципы персонификация природных объектов в искусстве. Антропоморфность природных объектов, и наоборот, присвоение мифологическим предкам природных (зооморфных) черт. Выделение философии из мифологии.

Универсальный характер пифагорейской числовой эстетики, ее традиции в трудах Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона и Аристотеля.

Пифагорейское учение о числах. Число 10 - "четверица", как сумма первых четырех натуральных чисел (10 = 1 + 2 + 3 + 4) и выражение «вечно текущей природы»(Эмпедокл). Единица (монада), по как символ духа , из которой проистекает весь видимый мир, двойка ( диада) (2 = 1 + 1) как символ материального атома, триада (3 = 2 + 1) как символ живого мира, тетрада (4 = 3 + 1), как символ целого, то есть видимого и невидимого, т.о. - четверица (10 = 1 + 2 + 3 + 4) символ всего сущего. Универсальный характер внутренних пропорций четверицы, его связь с естественными явлениями объективного мира. Закон колебания струны и пропорции музыкального звукоряда. Теория музыкального консонанса как отношение каждого элемента четверицы к предыдущему: октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Учение Анаксогора о перспективе. Демокрит о "благорасположении" – эвфимии, как о светлой и радостной невозмутимости духа творящего субъекта. Эвфимия, как внутреннея "симметрия" духа, необходимая для творчества. Учение пифагейцев о музыкальном катарсисе как очищении души. Гераклит об очищении души огнем. Катарсис у Платона, как освобождение души от тела, от страстей, от наслаждений и приобщение к эйдетическому горизонту.



Учение Платона о космической пропорциональности.

Роль золотого деления, или гармонической пропорции в устройстве мироздания. Диалог «Тимей» и космология Платона, как учение о пяти "началах" или "стихиях": тетраэдре - как теле огня, октаэдре - как теле воздуха, гексаэдре (кубе) – как теле Земли, икосаэдре, как теле воды, додекаэдре, как теле мира или вселенской души. Учение Платона об «идеях», об их познании, как способе постижения прекрасного: «Пир», «Федр».



Функциональные особенности аристотелевской теории искусства, его новаторская проработка категорий мимесиса, катарсиса, калокагатии, энетелехии.

Аристотелевская теория мимесиса как отражение органической связи естественнонаучного опыта и теории искусства. Искусство и природа как сферы осуществления эйдоса в материи. Концепция катарсиса, как «очищения», «просветления» в «Политике» и «Поэтике». Роль музыки и трагедии в достижении катарсиса. Связь идей Аристотеля с пифагорейской традицией, рекомендовавшей музыку для очищения души. Аристотель о катарсисе как основе эстетического переживания. Удовольствие в искусстве, как соответствие художественного образа разумной идее и разумным основаниям. Катарсис, как конечная цель искусства.

Учение Аристотеля о калокагатии, как о синтензе «прекрасного» и «хорошего» - морали и красоты. Энтелехия как процесс превращения бесформенной материи в нечто целостное и упорядоченное.. Энтелехия, как трансформация неупорядоченного «вещества жизни» в упорядоченное «вещество формы». Роль искусства в осуществлении механизма энтелехии посредством создания художественной формы на основе порядка и гармонии, направленных на уравновешивание страстей и достижение катарсиса. Роль Аристотеля в развитии европейской теории искусства.

Теория цветового консонанса и принципы античного цветоведения .

Пифагорейское учении об основных и дополнительных цветах в изложении Демокрита. Платон и Аристотель о простых и дополнительных цветах. Теория света, цвета и пропорции и концепция мимесиса в трактатах Аристотеля «Поэтика», «О душе», «Метафизика. Аристотель о простых цветах, как изначальных, неотделимых свойства стихий: земли, воздуха, воды и огня, свойства, присущие им по природе. Волновая теория света и теория цветового консонанса в трактате Аристотеля «Метереологика». Цвет как видимое, как граница прозрачности, ее предел. Свет и тень как среда прохождения и распространения света и как условие появления цвета.



Влияние античной науки и теории искусства на художественные каноны. Роль оптики и анатомии в формировании языка изобразительного искусства. Оценка медицинских взглядов Гиппократа Платоном и Аристотелем.

Влияние учения Платона и Аристотеля о калокагатии на представлениями о совершенной пропорции в «Каноне» Поликлета . Анатомические и физигономические взгляды Аристотеля в трактатах «О душе», «История животных».Влияние медицинский идей Гиппократа на «Канон» Поликлета . Плиний, Гален,Виртрувий о «Каноне» Поликлета. «Десять книг об архитектуре» М.П. Витрувия и его рассуждения о роли естественных наук в профессии архитектора.



Плотин неоплатонизм в позднеантичной теории искусства, как связующее звено между античностью и христианством.

Теория искусства в Эннеадах Плотина. Роль зрительных и слуховых восприятий, словосочетаний, мелодий и ритмов в формировании добродетелей. Красота как нематериальная сущность, или эйдос, объединяющий части во внутреннюю целостность. Эйдос как критерий эстетической ценности произведения. Красота, как результат борьбы духа с материей. Влияние идей Плотина о странствовании беспокойной души, покидающей свое обиталище, и о ее возвращении на труды Августина, Фомы Аквинского, Данте и гуманистическую мысль эпохи Возрождения.


ТЕМА 2. Пути развития христианской теории искусства в средние века.

Понятие трансцендентного Бога и религиозно-этический антиномизм художественного мышления в Средние века. Движение апологе́тов - христианских писателей II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критиковавших греко-римскую культуру. Использование авторитета Библии в критике античных культовых изображений: «Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Пс 134, 15 - 18). Тертуллиан(ок.155-ок.220), Татиан (ок.120-ок.175), как представители первого этапа христианского иконоборчества изображения античных богов и отказ от возможности культового изображения христианского Бога. Трактат Тертуллиана «Об идолопоклонстве» и оценка искусства скульптора, живописца, швеи, гравера, как направленных на создание изображений для идолопоклонства . Формирование идеи о необходимой регламентации художественной деятельности на рубеже II - III вв. «Строматы» Климента Александрийского (ок.150-ок.215) и его рассуждение о роли «теории искусства» в художественной практике: «принципы создания художественных произведений содержатся в теории искусства» (Str. VI, 160, 1).



Особенности и пути развития византийской теории искусства. Иконборцы и иконопочитатели.

Роль каппадокийского кружка ( IV в.) в формировании церковной образованности. Василий Кесарийский ( Великий) (ок. 330—379), Григорий Ниский (ок. 335 — ок. 394), Григорий Назианзин ( Богослов) (ок. 329 — ок. 390) о роли изобразительного искусства. Теория света и цвета в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита (?-ок.500) « О небесной иерархии» и «О божественных именах».

Развитие богословской аргументации в защиту антропоморфных изображений Христа Иоанном Дамаскиным (675-753) и на VII Вселенском Соборе (Никея,787) . Трактат Дамаскина «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания» - икона как отражение Евангелие. Иконописный канон как язык богообщения.

Влияние византийской науки на теорию искусства

Соразмерность и оптические коррективы в трактатах Прокопия Кессарийского «О постройках» (VI), Павла Силенциария (ок. 520 - ок. 575) «Экфрасис храма Святой Софии». Представления о скульптуре в трактате Никиты Хониата (Акоминат) (1155-1213) «О статуях Константинополя». Пропорции человеческого тела в «Ерминии, или наставление в живописном искусстве» Дионисия Фунаграфиота( п.п.XVIII в.).



Теория искусства западного средневековья.

Патристика и представления о свете, цвете, пропорции, ритме и числе в сочинениях отцов церкви. Августин (354-430) - путь к христианству через манихейство, неоплатонизм. Эстетические взгляды Августина в трактатах «Исповедь», «О порядке», «О музыке». Семь свободных искусств(liberales disciplinae) - античная и средневековая классификация наук и образования. Семичастный канон, включающий с V в. тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) Тривиум - начальное образование ( 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум –для ученых. Подробное изложение семичастного канона в трактате Марициана Капеллы ( п.п.Vв.) «О браке Филологии и Меркурия» как изложение образовательного минимума.

Влияние эстетических взглядов Августина на Псевдо-Дионисия Ареопагита, Боэция (480–524) . Теория пропорций и роль музыкальной гармонии в учебных трактатах Боэция: «Утешение философией» и «Наставления о музыке». «Этимологии» Исидора Севильского(ок.560-636) и роль античной науки в формировании средневековых представлений о свете, цвете, пропорции в искусстве и архитектуре. Кассиодор(487-578) о круге знаний архитектора. Мистика и рационализм в трактате Гуго Сен-Виктороского r) (1096/97 — 1141) «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» одно из лучших и наиболее характерных дидактический сочинений XII в. Роль мнемотехники в достижении дидактических целей — наставлении учащихся в том, что, как и в какой последовательности читать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Учение Гуго о трех видах зрения. Символика цветовых, буквенных, числовых и пропорциональных образов. Влияние естественнонаучных знаний на представления о свете, цвете, тени, пропорции в трудах представителей Оксфордской школы. Роберт Гроссетест (1175-1253)- трактат «О свете или о начале форм», Роджер Бэкон (ок.1214-1294)- «Большой труд» а также на эстетические взгляды Альберта Великого(1206-1280) -«Сумма о творениях», «О душе» и Фомы Аквинского(1225-1274) «Сумма теологии» и «Сумма философии».
ТЕМА З. Натурфилософские основания ренессансной теории искусства
Влияние средневековой университетской схоластики на формирование теории света, цвета и перспективы. Аристотелизм и платонизм в ренессансной теории искусств.

Ф.Петрарка (1304-1374) - пионер гуманистической историографии античности. Утверждение идеи благородства и могущества человеческой природы и возрождение традиции античной биографии Плутарха в сочинениях «О славных мужах», «О знаменитых женщинах» . Флавио Бъондо (1392 — 1463) и развитие римской археологии. «Восстановленный Рим» (1446), «Торжествующий Рим»- первый опыт систематического изложения римских древностей — возрождение идеи, лежавшей в основе сочинений Теренция Варрона.

Л.Б.Альберти (1404-1472) и пути теоретического осмысления античного наследия в трактатах «О статуе» ( 1435), «О живописи»( 1435-36). Ревизия и критика архитектурной теории Витрувия в трактате Альберти «Десять книг о зодчестве» (1485).

Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях. Филарете (ок. 1400 – ок. 1469) – «Трактат об архитектуре» (1461–1464), Пьеро делла Франческа (ок. 1416-1492) математические трактаты «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах» (ок.1474).

Пропорциональность как принцип природы. Интерпретация закона «золотого сечения» в трактатах Луки Пачоли(1445- ок.1515) “О божественной пропорции”( 1509 ), «Четырех книгах о пропорциях человека» ( 1528) Альбрехта Дюрера .Свет, цвет , и тень в контексте теории Глаза Леонардо да Винчи (1452-1519). Динамическая анатомия , теория пропорций и вопросы сферической перспективы в анатомических кодексах Леонардо. Продолжение традиций Альберти и Леонардо Б.Варки (1502-1565) в понимании искусства как науки, способной к врачеванию душ - «Диспуты» (1549).

Платоновская академия и теоретические взгляды Марсилио Фичино (1433-1499) и Пико делла Мирандоллы (1463-1494). Влияние ренессансного неоплатонизма на теоретические взгляды Микеланджело(1475-1564), Д.Вазари(1511-1574). Вазари и формирование теории рисунка как «отца трех искусств» и понятия грации, как основы совершенной пропорции в трактате «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»(1568). Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы (1570-1573) «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562).

«Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио (1508-1580) – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения.  Роль Палладио в развитии теории искусства барокко и классицизма.



ТЕМА 4. Роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени
Основные направления развития теории искусства к.XVI-XVII веков. Формирование художественных концепций маньеризма, барокко и классицизма.

Винченцо Данти (1530—1576) “О совершенных пропорциях”.

Дж. П.Ломаццо “Трактат об искусстве живописи” и теоретическое обоснование маньеризма- “ живопись есть орудие, сохраняющее сокровища памяти, ибо писанина ничто иное как живопись светлым и темным”. Эмблематическая композиция как “сокрытое таинство природы и морали , способное побуждать сердца к свободным и смелым поступкам”.

Деятельность Академии рисунка во Флоренции. Теоретические взгляды Федерико Цуккаро (ок. 1542-1609). Деятельность Цуккаро по основанию и организации деятельности Академии св.Луки в Риме (1593). Роль академических “диспутов” о красоте, рисунке и композиции в формировании теоретических основ маньеризма, барокко и классицизма. Трактат Цуккаро «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607) как попытка теоретического обоснования религиозно-мистической концепции стиля барокко, основанных на принципах «субъективного видения мира художником». Понятие «внутренней формы», или «внутреннего рисунка», возникающих в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом, из состояния души: «Disegno - segno di Dio in noi» ( «Рисунок есть знак Бога в нас»).

Влияние “Риторики” Аристотеля на литературный критицизм XVII века и художественную теорию барокко и классицизма. Диспуты членов Академии св.Луки в Риме о красоте и приоритете поэзии над живописью. Живопись как “ожившая поэзия”. Эмблематическое родство поэтического текста и живописной композиции. Трактат Дж.П. Беллори (1615-1696) “Идея живописца, скульптора и архитектора, избранная от естественных красот, превосходящая природу”(1672). Роль теоретических взглядов Беллори в формировании эстетических принципов академизма.

Формирование теоретических основ классицизма во Франции.

Французская Академия художеств и ее связь с итальянской академией св.Луки. Влияние флорентийского неоплатонизма на французскую теорию искусств

Н. Пуссен (1594-1665) и его теория «модусов» в письме к Шантелу (1639).

Н. Буалло и теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А.Фелибьена (1666-1688). Шарль Лебрен (1619-1690) и деятельность Королевской академии живописи и скульптуры (1648) и основание Франзуской академии в Риме (1666). «Метод Лебрена и разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией. Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже. «Курс архитектуры» Франсуа Блонделя (1675-1683).Теоретические взгляды Клода Перро (1613–1688) , переводы Витрувия и собственные сочинения «Ордер пяти видов колонн согласно методе древних»,выступление  против догматического классицизма.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет