Теоретические аспекты патриотического и культурного воспитания молодежи



Pdf көрінісі
бет1/5
Дата04.04.2022
өлшемі0,69 Mb.
#137806
түріРеферат
  1   2   3   4   5
Байланысты:
Газизова А.К.





2
Содержание 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И 
КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ………………………... 

1.1. Психолого-педагогическая характеристика юношеского 
возраста………………………………………………………………… 

1.2. Патриотическое воспитание молодежи…………………………. 42 
1.3. Культурное воспитание молодежи…………………….………… 28 
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЕСНИ И ТАНЦА В 
ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ…………………………………………….
35 
2.1. История возникновения военных ансамблей песни и пляски … 35 
2.2. Военные ансамбли песни и танца Вооруженных сил 
Республики Казахстан ………………………………………………… 
41 
2.3. Творческая деятельность Ансамбля Министерства Обороны 
Республики 
Казахстан 
как 
пропаганда 
культурных 
и 
патриотических аспектов в воспитании ……………………………... 
47 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 52 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 56 


3
ВВЕДЕНИЕ 
Самым главным завоеванием Казахстана за последние годы стала 
внутриполитическая и экономическая стабильность, межнациональное 
согласие и безопасность государства. В своем Послании народу Казахстана 
Президент Республики, Лидер нации Н.А. Назарбаев призвал общество 
«вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и 
целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей 
Родине достойное будущее. При этом нормой жизни государства и нации 
должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства и 
состязательности. И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный 
дух стал частью его жизни».(24) 
Испокон веков защита Отечества является нравственным и 
священным долгом, одной из важных и почетных обязанностей граждан. 
Воинский труд – тяжелый и благородный. Военный человек всегда 
патриот, образец преданности народу и государству, воинскому долгу. 
Нестабильная международная обстановка, проблемы мирового терроризма 
заставляют всех, кто ответственен за будущее нации, использовать 
всевозможные формы, средства и методы в деле патриотического 
воспитания, особенно подрастающего поколения. 
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой 
личности. У человека должно вырабатываться чувство гордости за свою 
Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным 
страницам прошлого. Поэтому воспитать патриотов сегодня – это значит 
обеспечить будущее завтра.
Проблема патриотического воспитания молодежи своими корнями 
уходит глубоко в историю. На заре возникновения единого народа его 
стремлением было утвердиться на той земле, на которой они 
существовали. Защита своей территории накладывала отпечаток на быт 
каждого человека. В этот период каждый мужчина был воином, его 


4
достоинство определялось силой, храбростью и отвагой, а необходимыми 
качествами предводителя были мудрость и доблесть. В памяти народа 
сохранились имена казахских батыров: Каракыпшак Кобланды, Алпамыс 
батыра, Ер Таргына, Ер Косая, Ер Кокше, Баян батыра, Кабанбай, 
Богенбай, Раймбек батыра и других. Их подвиги по охране и возрождению 
казахстанских земель могут служить примером для подражания 
нынешнему поколению. Огромным патриотическим потенциалом 
обладали жырау (поэты-летописцы), которые призывали к единству и 
сплоченности в целях обеспечения территориальной целостности 
казахских земель. 
В связи с обретением независимости и суверенитета в РК на 
современном этапе стали особенно актуальными вопросы военно-
патриотического воспитания всего населения и в первую очередь 
молодежи. Опыт истории войн свидетельствует о том, что победа всегда 
была за теми, кто был лучше подготовлен в морально-психологическом 
отношении. Б.Момыш–улы в своей книге «Психология войны», говоря о 
силе ума, чувства, воли, отмечает: «Проблема военно-патриотического 
воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. 
Родительское воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания. 
Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание – самая 
важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании 
человек нуждается до самой гробовой доски». (25) 
Огромную роль в патриотическом воспитании играют наши 
Вооруженные силы – самая сплоченная, мобильная, организованная 
государственная структура. И не будет ошибкой сказать, что 
многонациональная армия Казахстана – это еще школа дружбы и 
интернационализма. Современная армия Казахстана насчитывает 109 
тысяч 500 человек. Основная часть – это молодые люди, в руках которых 
находится настоящее и будущее нашей Республики. Поэтому в 


5
многогранном процессе обучения и воспитания молодежи особое место 
занимает военно-патриотическая работа.
Армия у нас является не только могучей боевой силой, но и большой 
силой созидания, несущая в массы культуру и искусство наших предков и 
современников. Искусство всегда рассматривалось как часть и средство 
воспитания. Искусство как бы дополняет жизнь и расширяет ее 
возможности. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, 
ученые обращались к вопросу о роли искусства в формирования у 
подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Самые 
древние военные пляски существовали не только для эстетического 
удовольствия, но и чтобы поднимать воинственные эмоции, они 
«воодушевляли» на подвиг, дисциплинируя боевой дух, а кроме того, 
успокаивали взвинченную нервную систему и прогоняли страх, открывая 
свободный путь для храбрости. 
Одной из действенных частей в структуре армии, имеющей 
непосредственное отношение к искусству – это военные ансамбли песни и 
танца. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у молодежи 
нужно и можно через музыку, песни, танцы. В свое время именноКрасная 
Армия, например, стала колыбелью знаменитых на весь мир дважды 
Краснознаменного ансамбля имени А. В. Александрова, Центрального 
академического театра Советской Армии, многих военных духовых 
оркестров, демонстрировавших свое мастерство в различных странах мира. 
Каждой концертной программой помимо развлекательной функции, 
ансамбль стремится достичь эффекта эстетического сопереживания, 
пробудить живой отклик аудитории, обогатить её эмоциональный мир. 
Героико-патриотическая 
направленность 
репертуара, 
народность 
музыкально-стилевых истоков (включающих традиционное и современное 
искусство), жанровая характерность, неповторимость выразительных 
средств, творческая индивидуальность и высокое профессиональное 
мастерство – вот характерные черты военных ансамблей. 


6
У нас в Казахстане военно-музыкальное искусство представляют 
следующие творческие коллективы: Центральный ансамбль песни и танца 
Министерства обороны Республики Казахстан, Ансамбль песни и танца 
Внутренних войск МВД РК, Ансамбль песни и пляски пограничной 
службы Комитета национальной безопасности Казахстана. 
Военные ансамбли средствами хореографического искусства 
содействуют 
патриотическому, 
нравственному 
и 
эстетическому 
воспитанию, прежде всего, личного состава. Они активно участвуют в 
музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-
массовых и спортивных мероприятий, ведут постоянную концертно-
просветительскую 
работу, 
оказывают 
помощь 
художественной 
самодеятельности. Без танцевальных номеров не проходит ни одно 
мероприятие в части. Концертно-гастрольная деятельность ансамблей 
обращена в первую очередь к молодежи, будущим воинам. Основная цель 
многочисленных концертов – воспитание молодежи в духе преданности и 
любви к своей Отчизне, пропаганда лучших традиций армейской жизни и 
преемственности поколений. 
Служба автора работы в Центральном ансамбле песни и танца 
Министерства обороны Республики Казахстан стала отправной точкой 
выбора темы исследования «Творческая деятельность военного ансамбля 
песни и танца в аспекте культурного и патриотического воспитания 
молодежи», а значимость задач, решаемых военными ансамблями, 
определила актуальность данной темы. 
Объект исследования – культурное и патриотическое воспитание 
молодежи. 
Предмет исследования – творческая деятельность военных 
ансамблей песни и танца. 
База исследования – военный ансамбль песни и танца Министерства 
Обороны республики Казахстан.


7
Цель исследования – доказать, что творчество военного ансамбля 
несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, 
культурный и нравственный характер. 
Основные задачи: 
1) раскрыть военную культуру и историю возникновения военных 
ансамблей песни и пляски и их предназначение; 
2) на примере творчества военных ансамбле показать возможности в 
деле культурного и патриотического воспитания молодежи. 
Теоретическую базу исследования составили научные труды по 
педагогике, 
психологии, 
истории 
хореографического 
искусства. 
Направления патриотического и культурного воспитания наиболее полно 
отражены в педагогической науке В.Н. Ивановым, О.В. Лебедевой, Н.В. 
Савиным, Ш.И. Исмаиловым и др. Особенности военной психологии и 
педагогики освещены А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, Н.Ф. 
Феденко.
Однако работ, раскрывающих творчество танцевальной группы 
военных ансамблей, практически не существует. Деятельность военных 
ансамблей песни и танца отражена в основном в периодической печати, 
отчетах о проведенных мероприятиях. Вопросы о проблемах сохранения и 
развития военного танца, специфика работы педагога-репетитора в 
военном ансамбле песни и пляски описаны в исследовании М. Агеева и В. 
Ионовой. В основном же, большая часть информации расположена на 
сайтах интернета. 
Это определило и основные методы исследования – сбор, анализ и 
обобщение материалов по теме. 
Исследовательская работа рекомендована для использования в 
работе педагогов, балетмейстеров хореографических ансамблей, студентов 
средне-специальных и высших учебных заведений специальности 
«
хореография
»



8
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух 
основных глав, выводов к ним, заключения, библиографического списка и 
приложения. 


9


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет