Исторические предпосылки образования казахской народности с VI в до XV-XVI вв



бет1/3
Дата20.12.2022
өлшемі55,4 Kb.
#163436
  1   2   3
Байланысты:
Сессия История Казахстана 2022-2023
Аудит Индира

  1. Исторические предпосылки образования казахской народности (с VI в. до XV–XVI вв.). Формирование народности в послемонгольское время

Основными аспектами изучения происхождения народа являются лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды.


В III-I тысячелетиях до нашей эры насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древне- иранскую ветвь индоевропейской семьи.


В эпоху бронзы на просторах Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии была распространена андроновская культура, имевшая свои региональные черты. Она стала основой номадизма. Преемниками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века.


В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и их многочисленные подразделения. Этот племенной союз в Казахстане имел индоевропейскую общность и сохранил ее в своем этнокультурном развитии до рубежа нашей эры.

Начало I тысячелетия нашей эры для большей части Евразии, в том числе для Казахстана и Средней Азии, ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего произошел переход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. В это время многочисленные миграции кочевых племен с востока на запад привели к образованию разных кочевых объединений. Территория Казахстана стала на долгие века мостом между Востоком и Западом, а ее насельники оказались в центре миграционных путей Евразии. Таким образом, истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, кереитов, джалаиров и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов и в позднее время.


В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было приостановлено монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана, - мангыты, барласы и др. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.


В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV-XV веков на основе сложного взаимодействия двух рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый сплав антропологического состава казахского народа.





  1. Действие этнополитических и хозяйственных факторов при образовании казахских жузов

Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. Их формирование происходило вместе с длительным процессом сложения народности. Самое ранее упо¬минание о них в письменных источниках относится к началу XVII века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Это три географических части, ставших естественными ареалами хозяйственной, культурной деятельности населения Казахстана: Южный Казахстан и Семиречье; Западный Казахстан; Центральный, Северный и Восточный Казахстан. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы.
Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.
Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, уаков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.
Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жаппас, алаш, берш, есентемир, серкеш и другие - всего двенадцать родов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие - всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие - всего шесть родов.

В XVIII веке в жузах стали избирать своих ханов.



  1. Образование в 1465-1467 гг. Казахского ханства. Роль ханов Керея и Жанибека.



Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с другими чингизидами. Жанибек и Керей в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхаира во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Таким образом, предпосылкой образования Казахского ханства явилось внутриполитическое состояние ханства Абулхаира и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов (джунгар). Неспособность Абулхаира сплотить общество, как и неспособность могольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов объединения всех слоев общества. В это время на исторической арене Средней Азии появились также кыргызская, узбекская, каракалпакская и другие народности.
Жанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в Степи, и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, который назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства - 1465-1466 годы.
Основание в соседнем Моголистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал огромное войско и в 1468 году пошел походом в Моголистан, но во время него заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаир-хана Шайх-Хайдар-хан. Жанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе, потерпевший поражение Шайх-Хайдар-хан погиб, а внуки Абулхаира бежали Жанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, население которого носило название «казахи». Таким образом, основными этапами образования Казахского ханства стали откочевка Керея и Жанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхаира и перекочевка в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Керея и Жанибека имени «узбек-казахи» (Когда Жанибек и Керей откочевали от Абулхаира, их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и со второй половины XV века стал употребляться как этноним), а потом просто - «казахи», затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира, возвращение Керея и Жанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти. Новое государственное образование стало называться Казахстан.
А вот как объясняет откочевку Жанибека и Керея Шакарим Кудайбердыулы в «Шежире» («Родословной...»): «В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги. Причину этой обиды казахи объясняют так: ...дальний предок аргынов - прославленный Даирходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кыпчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мученической казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кыпчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кыпчаков кун (выкуп за убийство), равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим елем. С той поры и осталась поговорка среди казахов «И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кыпчаком Кобланды!» Далее Шакарим Кудайбердыулы продолжал, что до ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того, как они стали называться казахами,народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат. Все они ныне имеются в составе других тюркских народов. Когда казахи отмежевались от остальных, те же роды составили новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки.



  1. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI в



В 50-70-х годах XV века ханами-соправителями Казахского ханства были Жанибек и Керей. После них, по одним источникам - ханом стал старший сын Керея Бурундук. В годы становления Казахского ханства, а также в последующие десятилетия его правители вели постоянную борьбу с переменным успехом за сырдарьинские оазисы и города с Шайбанидами.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем и положил начало правления потомков Жанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после того как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Мавераннахр.


Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик.
Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505— 1533). 


Согласно сведениям историка Мухаммеда Хайдара Дулати, число подданных хана
Касыма определялось миллионом человек. Он вошел в историю как «собиратель казахских земель». По отзывам его современников Ибн Рузбихана, Бабура, Мирзы Хайдара, Касым-хан отличался личной отвагой и способностью вести за собой других, он был наделен военным талантом и считался человеком с высокими моральными качествами, достойными подражания. При Касыме ханская власть была, как никогда, прочна, и ни один из казахских ханов не сумел объединить под своею властью такое число людей. Народное предание связывает с именем Касым-хана создание узаконений, известных как «Касым ханныц каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).
После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, погибший в скором времени в сражении. В 1523 году ханом был провозглашен внук Жанибека, Тахир (1523-1533). Он не пользовался большим влиянием, отличался жестокостью, при нем в государстве начались смуты, бедствия и поражения во внешней политике. Тахир неудачно воевал с мангытами, в 1523 году откочевал в Моголистан, заключил союз с ханом Султан Саидом, но в 1524 году между ними произошел разрыв, Тахир-хан откочевал на запад Моголистана, где война с Шайбанидами привела к потере части основных владений казахов. После его смерти ханом стал Будаш. Он погиб во время похода на Мавераннахр в 1559 году.

  1. Превращение Казахского ханства в одно из сильных государств Центральной Азии. Расширение территории ханства при Касым хане (1511 — 1521).

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, официально стал править в 1511 году.


Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик. Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505— 1533). В те годы казахи, как самостоятельная этническая общность, уже были известны в Западной Европе. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик. Согласно сведениям историка Мухаммеда Хайдара Дулати, число подданных хана Касыма определялось миллионом человек. Он вошел в историю как «собиратель казахских земель». По отзывам его современников Касым-хан отличался личной отвагой и способностью вести за собой других, он был наделен военным талантом и считался человеком с высокими моральными качествами, достойными подражания. При Касыме ханская власть была, как никогда, прочна, и ни один из казахских ханов не сумел объединить под своею властью такое число людей. Народное предание связывает с именем Касым-хана создание узаконений, известных как «Касым ханныц каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).
После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш.



  1. Возвышение Казахского ханства во время правление Хак-Назар хана (1538 — 1580).

В 30-х годах упоминается имя Тугум-хана, сына Жанибека, который в 1537 году вместе с 37 султанами, со всем своим родом пал в сражении с могольским ханом в местности Чагат. На ханском престоле его сменил сын Касыма Хакк-Назар (мой бывший) (1538-1580), имя которого овеяно славой не только в народных преданиях казахов трех жузов, но и у башкир и ногаев. С именем Хак-Назара связывают период возрождения Казахского ханства после междоусобиц, в его период правления наблюдался подъём во внутренней и внешней политике государства. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, а также установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдаллахом, оказавшись под его патронажем.


При Хак-Назаре границы Казахского ханства расширились от Волги до Урала (Жайык). При правлении Хак-Назара города Туркестан, Сыганак, Сауран, Сайрам, Тараз вошли в состав Казахского ханства. Иван Грозный признал Хак-Назара великим правителем и в 1573 году направил к нему своего первого посла.



  1. Возникновение в 1635-году Джунгарского ханства и первые казахско-джунгарские отношения.

Время правления Есим-хана (1598 - 1628 гг.) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за овладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. С именем Есим - хана связано создание Уложения, известное как (Древняя дорога хана Есима).


После смерти Есима ханом был провозглашен его сын - Джангир (1628 - 1652 гг.).


Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации, периодом великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Все годы правления Джангир-хана прошли в борьбе с ойратами, которые в 1635 г . объединились в единое государство - Джунгарское ханство. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово - ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, джунгары вторгались в казахские земли, занимая их кочевья, пастбища.

Джунгарское ханство было образовано в 1635 г . Основной хозяйственной деятельностью джунгаров было экстенсивное скотоводство, требующее новых пастбищных территорий, что и послужило в дальнейшем одной из причин вторжения джунгаров на территорию Казахстана.


Первое столкновение джунгарских хунтайджи с казахами произошло в 1643 году. Армию возглавлял Батур-хунтайджи (1634-1653 гг.), но его военная кампания закончилась неудачно: часть войск была разбита, остальная вынуждена была вернуться обратно. В этой борьбе с джунгарами огромную помощь казахским отрядам оказали узбекские и киргизские правители. Киргизы, как правило, первыми подвергались нападению со стороны джунгарских войск и больше других были заинтересованы в нанесении ощутимого давления на отряды джунгар.

Уже в 20-х годах XVII в. огромная масса ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где им пришлось столкнуться с другими народами (узбеками, ногайцами и другими).



  1. Характеристика казахско-джунгарских отношений во второй половине XVII в. Орбулакская битва.



Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. произошло в местности Орбулак в 1644 г ., когда хан Джангир, имея 600 вооруженных всадников разгромил 20 тысячное войско джунгарского хунтайши Батур-хана. Казахские воины храбростью и смелостью доказали способность защитить свободу и независимость своей земли, хотя вторжения ойратской армии на казахские земли продолжались, и были захвачены многие города на юге страны.

Джангир-хан погиб в 1652 г. в одном из сражений, похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.



  1. Усиление напряженности в казахско-джунгарских отношениях во время равление Тауке-хана. «Жеты-Жаргы» Тауке-хана.

В период правления Тауке-хана обострились казахско-джунгарские отношения. Джунгарские правители стремились овладеть Южным Казахстаном, где находились значительные торговые центры. Казахские города Сыгнак, Туркестан, Отрар, Сайрам и Сузак превратились в своеобразные стратегические пункты в борьбе с Джунгарией. Сражения следовали одно за другим в 1711-1712, 1714, 1717 гг., в которых инициатива принадлежала джунгарам. Тауке-хан был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а Казахское государство функционировало как централизованное.
Так, в конце XVII - начале XVIII вв. внутриполитическое положение Казахского ханства было довольно сложным, а попытки ханов создать единое, централизованное государство, объединив все казахские жузы, не дали результатов. Казахстан оставался политически раздробленным, между жузами не было постоянных политических связей. Тяжелым было положение Казахского ханства и на международной арене: на севере находилась молодая, бурно развивающаяся Российская империя, на востоке - Цинская империя, правители которых видели острую необходимость в освоении новых территорий. Практически постоянными были набеги волжских калмыков, башкир и среднеазиатских ханов, с севера казахские жузы подвергались бесконечным вторжениям уральских, сибирских и волжских казаков. Усложняли ситуацию и межродовые усобицы казахов внутри ханства, но особенно тяжелые последствия оставляли военные походы джунгарских правителей.
С 80-х годов XVII века джунгарские хунтайши удерживали за собой казахские кочевья в Жетысу. Однако эта временная власть выражалась лишь ограниченностью политического влияния, так как над казахами Юго-Восточного Казахстана джунгары не могли добиться реального подчинения.
Одной из предпосылок наращивания сил казахского ополчения была сильная власть Тауке-хана. При нем, несмотря на успехи казахских ополченцев, из Туркестана в ставку хунтайдши был направлен посол с целью положить мирность. В результате дипломатических усилий с казахской стороны в течение нескольких лет не было крупных военных столкновений.
Новое более крупное вторжение джунгарских войск на территорию Казахстана произошло в 1710-1711 гг. Опасность повторного наступления джунгаров на казахские земли побудила султанов и старшин временно забыть междоусобные распри и попытаться совместно найти способы обороны от врага. С этой целью в 1710 г. в Приаральских Каракумах был созван съезд, на котором обсуждался вопрос о возможных совместных действиях против военной агрессии Джунгарского ханства. В результате было создано единое войско во главе с батыром Богембаем. В 1711 году военные силы всех трех жузов дали отпор джунгарам и отбросили их на восток. Но из-за несогласованности действий казахов, трехдневное сражение у Аягуза, состоявшееся весной 1718 г ., закончившилось победой джунгар, которые еще в конце XVII века имели огнестрельное оружие, что повлияло на исход битвы.
1723-1727 гг. вошли в историю нашего государства как годы «Великого бедствия»- «Актабан шубурынды», когда многочисленное джунгарское войско вновь вторглось в пределы Казахстана. Казахи отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент и Туркестан.
Однако, несмотря на всю сложность положения, казахи смогли оказать организованный отпор джунгарам уже в 1726 году. Крупную победу казахи одержали на берегу реки Буланты в местности Кара сиыр, получившей позже название «Калмак кырылган»- место гибели калмаков. Важную роль в организации сопротивления сыграли такие батыры как Кабанбай, Жанибек, Наурызбай, Бугенбай, Есет, Райымбек и др. Большую роль в объединении казахского народа в тот период оказали влиятельные бии трех жузов-Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Именно они были сторонниками создания единого централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности.
В связи с этим, осенью 1726 г . состоялся Всеказахский съезд ханов, султанов, биев, батыров трех жузов в местности Ордабасы. Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора джунгарам и создании всеказахского ополчения, предводителем которого был избран хан младшего жуза Абулхаир.
В победоносном завершении Отечественной войны (1723-1730 гг.) казахского народа против джунгарского нашествия огромную роль сыграла Анракайская битва. В сражении приняли участие представители всех трех казахских жузов. Проявив мужество и героизм, казахские воины одержали блестящую победу. Однако разногласия правящей верхушки из-за власти свели почти на нет успехи народа в борьбе с джунгарами и вновь раскололи общеказахский фронт.
В сложившейся обстановке перед народом встала главная задача - начать коренной перелом во внешней политической ориентации уже распавшегося объединения казахского союза.

  1. Традиционная кочевая культура казахов в XIV- нач. ХVIII вв. Виды кочевого хозяйства, их особенности.

Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский национальный костюм отображал особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а также остроконечный женский головной убор - сэукеле.

Орнамент и узоры сохранили преемственность от искусства древних скотоводческих племен. Это были зооморфные мотивы: қошқар мүйіз - бараний рог, марал мұіз - олений рог, кос мұйіз - двойной рог, сынык мұиіз - сломанные рога, ағаш - дерево, жапырак - листок, ұш жапырак - трилистник, гул - цветок, шиыршык - завиток; Цвета имели свои символы: синий - небо; красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.


В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - бэйге, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу - догони девушку, борьба за тушу козла - көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов.

Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились уважаемым людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.


Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Из конины готовили казы - ребра с межреберной тканью и жиром после засолки вкладывали в кишки, затем сушили, коптили. Шұжық - колбаса из отдельно нарезанных кусков конины. Жал-жая - подгривная и набедренная часть конины. Кварта - необезжиренные лакомства из кишок. Мясо хранили в карыне - рубцах. Животное резали по обусловленным правилам, тушу разделывали строго на части - жілік. Бас - голову, жамбас - бедренную часть - подавали почетным гостям. Блюдо из вареного мяса называли просто - ет (мясо) или ас (но не бесбармак). Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, катык, каймак, сарымай, курт, ipiмшік, сузбе, шалап, коже (тары кеже, бидай коже, жугері коже и т. п.), из кобыльего молока - кымыз, из верблюжьего - шубат. Одного только кумыса существовало несколько видов. Из алкогольных напитков была боза - брага из перебродившего кислого молока, проса и пшеницы.
В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-жар». В Степи существовал институт родственных связей «Жеті ата» - «Семь колен», то есть человек должен был знать своих предков - «баба» до седьмого колена. Этот институт выполнял очень важные функции в казахском обществе. Во-первых, это была живая история, история рода, жуза, этноса, поскольку от каждого члена сообщества требовалось не просто перечисление своих предков, но и знание их дел, черт характера, физического облика и целого ряда других подробностей. Так поддерживалась и передавалась из поколения в поколение историческая память. Во-вторых, это постоянное возобновление родственных связей, установление новых, это основа самосознания индивида и сознание единства всего этноса. Дети одной семьи через семь колен становились крупным родом, что создавало единство языка, традиций, культуры. С восьмого колена отделялся самостоятельный род. В-третьих, это инструмент воспитания, на примере «Жеті ата» воспитывалось стремление следовать примеру предков. В-четвертых, это была вера, поскольку у казахов был культ духа предков «аруак». Это была вера не в какие-то абстрактные, потусторонние силы, а в непосредственных предков, что делало религиозные чувства кровным делом каждого, делало их рациональными. В-пятых, «Жеті ата» - это мощный регулятор общественной жизни, он регламентировал права, обязанности, статус, запреты, санкции, этикет. Эта норма родственных связей определяла многое, вплоть до пространственного расположения людей в юрте, за дастарханом, атмосферу общения. И, наконец, «Жеті ата» служил гарантом здоровых генетических корней этноса, поскольку запрещалось вступать в брак родственникам до седьмого колена.
Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Цикл начинался с года мыши (тышкан), затем шли годы коровы (сиыр), барса (барыс), зайца (коян), дракона - улитки (¥лу), змеи (жылан), лошади (жылкы), барана (кой), обезьяны (мешін), курицы (тауық), собаки (ит), кабана (доңыз). Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды, - ecепші. Казахи имели свои представления о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетен - семерка, Жеті карт - семь старцев и т. п. Это созвездие служило астрономическими часами, по которым происходила смена сторожей стад.

  1. Духовная культура казахского народа в XIV- нач. ХVIII вв..

В XVI-XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана. Им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. Историк Ибн Рузбихан писал: «...Известно, что среди казахов все еще держатся некоторые признаки неверия, например, сохранилось идолопоклонство. Хотя они совершают намазы» .


Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Культ духа предков - аруак выражался в почитании предка-члена рода; в трудные минуты жизни, например, идя в бой, призывалось его имя. Ему приносили жертву, просили о чем-нибудь, например, бездетные - сына. Почитались кости животных, нельзя было проливать молоко. Шаманы-баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы - амулеты, непременно имели посох. Авторитет их был высок, люди испытывали страх перед ними. В зависимости от силы и могущества духа предков, с которыми баксы вступили в связь, они делились на великих, больших и мелких. Великие лечили всех больных, резали животы, помогали при родах, гадали. Большой баксы мог воткнуть саблю до эфеса в горло, лизал языком раскаленное железо, бил себя изо всей силы в грудь топором, и все это сопровождалось игрой на кобызе. Становясь все более и более неистовей, баксы падал, а через некоторое время вставал и говорил, что во время обморока его дух сказал следующее... Вокруг баксы складывались легенды, небылицы. Баксы занимались лечением (были травниками, костоправами), изгоняли злых духов, таких как жын (джин, бес), албасты - дьявол в образе женщины, сорель - вроде лешего, жившего в дремучих лесах, конаяк, - человекообразное существо с ремнями вместо ног, жезтырнак - демон в образе старухи с металлическими ногтями. Эти злые духи, злые силы, согласно бытовавшим верованиям, наносили вред людям, мешали достижению цели, вызывали заболевания, нередко убивали людей.
В XVI-XVII веках в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество было представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. В то время, например, творил жырау Шалкииз Тленши-улы (1465-1560), согласно воззрениям которого главное, к чему должны стремиться человек и народ, - это честь и свобода. Вечные духовные ценности - «здоровое слово» и мудрость. Дурное - зависть. Он считал, что хан должен добросовестно служить народу, проявляя мудрость, осмотрительность, справедливость. Также были известны имена Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет-жырау (XVII в.). В эпических произведениях того времени-«Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды» - рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев. К социально-бытовым поэмам относится «Козы-Керпеш и Баян-Сулу» - степные «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жлбек», «Кулше кыз», «Макпал», «Сулушаш». На начальном этапе становления и развития Казахского ханства жил и творил, по словам Ч. Валиханова, «кочевой философ» Асан Кайгы, Асан Горемычный (печальный, скорбный), мечтавший о «земле обетованной». Он жил при дворе хана Жанибека. Асан Кайгы воспевал любовь и сострадание, главные ценности - искренность и честь, противоположные источникам зла - дурному слову и лжи.
Казахи использовали арабский алфавит. Образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг. Создавались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), которая посвящена истории казахов XV-XVI веков. Автор книги - Кадыргали из рода жалаир. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайд ар Дулати. Его произведение «Тарих-и Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.
В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбра, кобыз, сыбызгы. Среди других музыкальных инструментов были известны шертер, сазген, данғыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, үілдек, керней, дудыга, токылдак, асатаяк, таяктас, адырна, сырнай, сазсырнай, ycкipік, жетіген. Одной домбры было до десяти разновидностей, различавшихся по форме корпуса, количеству струн, по размеру; существовала двусторонняя домбра, домбра с полым грифом. Кобыз также имел несколько разновидностей: кылкобыз, наркобыз, жезкобыз. Музыканты не только владели виртуозной техникой игры на этих инструментах, но и создавали своеобразные инструментальные произведения - кюи на разные темы.
В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
12. Значение выдающихся трудов Мухаммеда Хайдара Дулата, Кадыргали Касым-улы Жалаира.

В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайд ар Дулати. Его произведение «Тарих-и Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.


Именно согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства - 1465-1466 годы.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет