Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории План



Дата21.11.2016
өлшемі20.31 Kb.

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

План.

  • Понятие «цивилизация».
  • Теория локальных цивилизаций.
  • Теория общественно-экономических формаций
  • Теория постиндустриального общества
  • Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Цивилизация -

  • Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право.
  • (Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро)
  • Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством.
  • (Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс)

Цивилизация -

  • Общество, находящееся на определенном этапе развития.
  • (О.Тоффлер, У.Ростоу)
  • Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других. (А.Тойнби)

Классификации (типологии) цивилизаций

  • Подходы:
  • Линейно-стадиальный
  • (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т.д.)
  • Локальный
  • (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п. В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток)

Типология цивилизаций по Н.Я.Данилевскому

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
  • (1822-1885) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому

  • Первичные
  • (египетская, китайская, иранская и др.)
  • Одноосновные
  • еврейская (религия), древнегреческая(культура),
  • древнеримская (политика)
  • Двухосновные
  • европейская (политика и культура)
  • Объединительные
  • славянская
  • Первая ступень
  • «Первичные», «подготовительные» цивилизации (вавилонская, египетская, индийская, китайская, иранская).
  • Не развито определенное качество человеческой деятельности: религия, культура, политика, экономика
  • Вторая ступень
  • Специализированные, «одноосновные» цивилизации:
  • Европейская–религиозная;
  • Эллинская-культурная;
  • Римская-политическая.
  • Развита одна из сторон общественной жизни
  • Третья
  • ступень
  • Составные, «двухосновные» цивилизации (например, германо-романская)
  • В них впитывается то, что ранее существовало на их месте (греч. и рим. политика и культура-основа германо-романской цивилизации)
  • Четвертая ступень
  • Славянская цивилизация
  • Объединяющая, гармонизирующая все цивилизации
  • О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ, культуролог и историк.
  • Основные труды
  • «Закат Европы»
  • «Человек и техника»
  • «Годы решений»
  • «Умирая, культура становится цивилизацией»
  • По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают.
  • Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией.
  • детство
  • юность
  • зрелость
  • старость
  • цивилизация
  • «Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью»»
  • Ницше

8 великих культур по Шпенглеру:

  • египетская
  • вавилонская
  • индийская
  • китайская
  • арабская
  • западная
  • греко-римская
  • мексиканская

Арнольд Джозеф Тойнби 1889 —1975

  • — британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории».
  • Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

  • А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
  • Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.

Теория общественно-экономических формаций

  • Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс
  • Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций.
  • Ключевое слово данной концепции – категория общественно- экономической формации, которые сменяют друг друга.
  • Первобытная ступень
  • Рабовладельческая
  • Феодальная
  • Капиталистическая
  • Социалистическая
  • Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства
  • Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны теории

  • Просто и универсально объясняет процесс развития общества
  • Слабые стороны теории

Теория постиндустриального общества

  • Представители:
  • Д.Белл,
  • О.Тоффлер,
  • У.Ростоу

Д.Белл

  • Общество
  • Доиндустриальное
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное
  • Выросла роль науки
  • Услуги на первом месте
  • Выросла роль государственного прогноза

Учение О.Тоффлера

  • «Первая волна» – 10 тыс. лет назад.
  • Племена кочевников преобразовались в оседлых крестьян. Результат – зарождение традиционного общества.
  • «Вторая волна» - 300 лет назад. Превращение общества аграрного в индустриальное.
  • «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в индустриальное общество.

Теория У.Ростоу

  • Традиционное общество
  • Переходное общество
  • Стадия «сдвига»
  • Стадия «зрелости»
  • Эра «высокого массового потребления»

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

  • Характеристика
  • Подход
  • Формационный
  • Цивилизационный
  • Достоинства
  • Позволяет:
  • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
  • представить историю человеческого общества как единый процесс;
  • установить определенные законы исторического развития общества;
  • предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов.
  • Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике.
  • Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).
  • Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

  • Характеристика
  • Подход
  • Формационный
  • Цивилизационный
  • Недостатки
  • Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые формации.
  • Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность.
  • Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов.
  • Не дает точный взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом.
  • Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ.
  • Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
  • Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством.
  • Цивилизация
  • Локальные цивилизации
  • Замкнутые цивилизации.
  • Определенная система общественных отношений.
  • Базис
  • Качественное своеобразие взятых в единстве социально -экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  • Цивилизация
  • Надстройка
  • Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.
  • Общественно-экономическая формация
  • Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Каталог: mater
mater -> Сабақтың тақырыбы: Тәуелсіздік тұғырым Сабақтың мақсаты
mater -> Кіріспе Зерттеу тақырыбының өзектілігі
mater -> АҚПараттық хат қҰрметті әріптестер!
mater -> Сабақтың типі: Пысықтау сабағы Сабақтың әдіс-тәсілдері: Сұрақ-жауап, талдау, әңгімелеу, мінездеме, салыстыру, ой-түйін
mater -> М. Мақатаев- қазақ тарихындағы ең оқырманы көп, қалың халық
mater -> Сабақтың тақырыбы
mater -> Сабақтың тақырыбы: Қабдеш Жұмаділовтің «Қаздар қайтып барады»
mater -> Сабақ Түлкібас ауданы, Састөбе ауылы А. С. Макаренко атындағы жалпы орта мектебі Бастауыш сынып мұғалімі Кыдыралиева Урила Мырзакаримовна Сыныбы-3 Пәні: Ана тілі
mater -> Ғылыми жоба Жоба тақырыбы: Мырқы Исаевтың шығармашылық мұрасы
mater -> Сабақтың тақырыбы: Қ. Жұмағалиев «Туған өлкем»


Достарыңызбен бөлісу:




©www.engime.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет