«Кантилена как основа пения на дыхании»



Дата22.12.2021
өлшемі18,05 Kb.
#127434
түріУрок
Байланысты:
1637834952, Фармацевтикалық тауартанудың мақсаттары, міндеттері және сана, Мирлан С лаб2, Дәріс 11 Моделдеу (1)

ГККП «Городской Дворец школьников»

План-конспект открытого урока по эстрадному вокалу педагога дополнительного образования Ургеншбаевой А.С. с учащимися 3 года обучения вокального кружка ГДШ.

Тема урока: «Кантилена – как основа пения на дыхании»

Цель урока: Познакомиться с вокально-техническими терминами. Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.

Задачи урока:

1.Обучающие:

- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дыхание – основа пения»;

- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.

2. Развивающие: создать условия для развития у учащегося

- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;

- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные: создать условия для

- воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений. Дата проведения:

15 Февраля 2021 года

Время проведения урока: 14.45-15.30

Место проведения: Городской Дворец школьников

Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.

Форма проведения урока: групповой

Тип урока: комбинированный

Методы ведения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- фонетический;

- вокальные упражнения;

Ход урока. I. Приветствие .

Представление преподавателя: Ургеншбаева Айгуль Сагынгрейкызы (преподаватель по классу вокала)

Стаж работы – 3 года. Знакомство с учащимися. Объявление темы, цели и задач урока .

II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалистов бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент: Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.

Упражнение для дыхания «Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущение сухости в горле.

Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад.

Покусывание языка от корня до кончика Чередование команды улыбка-трубочка Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.

Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить, чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал») Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону.

2. Распевание.

Рассказ учащимся что такое «певческая установка». Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащихся, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением песни С.Байтерекова «Қазақстан қыран дала». Предложить одному учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения. Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что песня отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.

4.Работа над исполнением песни «Небо под тобой». Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма «По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащимся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения. Задачи работы над произведением: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения. Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учеников к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением их вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5. Работа над исполнением произведения Л.Марченко «Ангел». Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащихся к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока.

Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

III . Заключительная часть

1. Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата,

работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и

песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их.

(понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы

звуковедения).

2. Домашнее задание найти наиболее подходящие песни на просторах интернета, для обновления песенного репертуара.



До свидания!




Достарыңызбен бөлісу:




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет