Комплексный экзамен
специальность 6М020800 – Археология и этнология
Дата экзамена: 12.05.2020 г.
Группа: ___________, магистрант: ______________________,\
(Ф.И.О.)
Наименование задания
Кейс №13
"Проблема изучения этногенеза в этнической истории"
Решение кейса
Этногенез - это перманентный процесс, он непрерываем и проистекает всегда вне зависимости от обстоятельств или политической воли. Процесс этногенеза казахского народа не был сиюминутным процессом в результате простой откочевки и именно в определенный год. Тем более, прежде чем народ будет идентифицировать себя с каким-то определенным этносом, он должен осознать свою принадлежность к нему и развить этническое самосознание, которое, зарождаясь, увеличивается в течение длительного времени.[1, 13 с.]
Исходя из историографической науки, подавляющую часть мнений о происхождении казахского народа составляет предположение об образовании казахов от других конкретных народностей. Так, в «Шежире» (Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов) Шакарим Кудайберды-улы предположил, что казахи из ветви Уйгур , Ч.Ч. Валиханов выдвинул, так называемую, узбекскую версию о том, что основой казахского народа стали узбеки и ногайцы.[2, 45 с.]
С середины XVIII века сформировалась миграционная концепция происхождения казахов, высказанная впервые Витзеном, согласно которому казахи произошли от енисейских кыргызов и не ведут свое происхождение от индо-иранского субстрата. Другая точка зрения, высказанная Я.П. Гавердовским в начале XIX века, положила начало автохтонной концепции происхождения казахов, согласно которой предками казахского народа были индо-иранские и скифо-сакские племена. П.И. Рычков считал, что казахи произошли от «алтайских киргизов», а Н.Я. Бичурин полагал, что казахи были преемниками древнего Кангюя. В свою очередь, А.И. Левшин считал, что казахи «народ древний», который составляет «одну из отраслей турецкого племени» и по древности «не уступает ни найманам, ни киргизам».[3, 22 с.]
Кроме того, в научном мире рассматривались различные версии по времени образования казахского народа. А.И. Левшин впервые выдвинул теорию о домонгольском времени сложения казахского народа. Так называемая этнополитическая гипотеза, выдвинутая В.В. Вельяминовым-Зерновым, о том, что откочевка Жанибека и Керея во второй половине XV века завершила формирование казахского народа, стала самой популярной гипотезой и государственной идеологией. Другая теория, называемая «собственно казахская версия», высказанная Н. Красовским, определяет конец XVI века, как время появления казахов в качестве самостоятельного народа. При этом ни одна из теории не была ни опровергнута, ни нашла дальнейшего развития. В результате, имеющаяся в настоящее время место неопределенность в вопросе о происхождении казахского народа затрудняет восприятие в самосознании казахской нации, как целостного единого организма. Интерес к истории часто затемнен повторением устаревших стереотипичных концепций и, чаще всего, утверждений, ставших предрассудком, о том, что казахи возникли со времен откочевок султанов Жанибека и Керея от Абулхаирхана. Тогда как этот исторический случай не может быть подменен появлением целого этноса - казахов [4, 12 с.]
При таком подходе забывается необходимость научного изучения исторического прошлого и тех закономерностей, которые завершились современным состоянием общества Казахстана.
Еще на заре истории этническая картина казахского края изобиловала разнообразием арийских, индоиранских и тюркских племен, начиная от саков (скифов), сарматов, массагетов до гуннов, тюрков, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков и других этнических групп, кочевавших в разные эпохи. Более поздние тюрко-монгольские пришельцы впоследствии образовали единый казахский этнос в рамках самостоятельного государства. Хотя многие тюрко-монгольские родоплеменные названия сохраняются у казахов и по настоящее время, однако до сих пор их происхождение для науки остается слабо изученным. [5, 13с.]
Вопрос об этногенезе казахского народа необходимо рассматривать одновременно с антропологической точки зрения. Объективным носителем и основным создателем этнокультурного наследия всегда был и остается человек, вне зависимости от исторического периода. В связи с географическим местом расположения в отдельных этнических группах частота проявления наследуемых признаков, как известно, варьируется. Именно биологическая природа человека может вывести результат генетически связанных между собой народностей и определить их родство между собой.
Распределение определенных генов среди представителей конкретного народа является безусловным свидетельством об этнической истории народа, его миграции, ассимиляции. Следовательно, исходя из антропологического анализа на основе генетических особенностей, прослеживающихся на протяжении веков, можно вывести основные направления как этнического, так и исторического развития населения Казахстана. [6, 10 с.]
Процесс этногенеза это не сиюминутный процесс, он не происходит простой откочевкой. Прежде чем народ будет идентифицировать себя с каким-то определенным этносом, он должен осознать свою принадлежность к нему и развить этническое самосознание, которое, зарождаясь, увеличивается в течение времени. Этногенез - это перманентный процесс, он непрерываем и проистекает всегда вне зависимости от обстоятельств или политической воли. Поэтому казахский этнос это путь эволюции собирательного образа народностей, когда-либо проживавших на территории современного Казахстана, которые никуда просто так не исчезли и, так или иначе, определили этногенез казахов.
Казахи составляют отдельные племена (по-казахски «ыру»), сведенные в шежире и объединенные в жузы. Оно сложилось за много веков и четко оформилось в пять последних столетий и отражает драматизм исторических событий, связи с разными народами и их влиянием разнообразного характера. Жузы подразделяются на рода, большие рода – на подрода. Каждый жуз имел свой родовой знак (тамга), боевой клич, общий клич всех трех жузов – Алаш. Обособленно от жузов находится Аксуек, противостоящий всему населению, называемому карасуек – «черная кость», одновременно оберегая его. [7, 18 с.]
Шежире представляет собой сумму сведений, подытоживающих длительный трагический процесс формирования нации, который содержит сведения о народностях, ранее обитавших на территории Казахстана. Многие названия казахских племен как бы отмечают своих предшественников, следовательно, могут служить для определения исторических этапов появления и развития казахской нации. Другими словами, самосознание народа возможно только в случае полного знания путей, к ним приведших. Род и связь рода с прошлым, настоящим и будущим – это своего рода идеология казахского народа, отражение времени и преемственности поколений.
Особое значение в идентификации родовой принадлежности имеет родовой знак или тамга (танба). У каждого рода имелась собственная тамга, которой клеймили животных, использовали на предметах оружия, быта, в архитектуре. Тамга это не просто способ выражения собственности и принадлежности. Каждая тамга имеет свою историю происхождения, которая практически не изучена. Это подтверждение богатой и древней истории каждого рода, являющейся сокровищницей мировой культуры.
Например, у рода найманов существует более двадцати вариантов тамги. В частности, одна из тамг носит название «Ергенек». По-мнению архитектора А.Б. Ордабаева, данное слово означает «Трон», свидетельствующее о рассвете найманского государства, созданного до прихода на политическую арену Чингисхана. Или изображение креста рода кереит может наглядно показывать исторически доказанный факт о том, что в XI веке кереиты приняли христианство несторианского толка и наносили себе краской кресты на лоб. [8, 52 с.]
Более подробное изучение родовых знаков позволит найти ответы на вопросы этногенеза казахского народа.
Не смотря на родо-племенное разделение казахского народа, период джунгарского нашествия стал ярким примером противоречивости разделения, заключающейся в интеграции в ключевые моменты истории, когда решается судьба не одного человека, а всего народа. Разделенный жузами и племенами, народ был сконсолидирован в желании выживания и в страхе перед исчезновением. Страх, как естественная реакция любой живой особи и ее эмоционального ответа на опасные условия, послужил позитивным условием для консолидации казахского народа и понимания о гибельности межродовых распрей перед угрозой общего врага. [9, 17 с.]
В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в основном те же закономерности, что и по другим системам антропологических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии , особенно дерматоглифике. Об этом свидетельствует, прежде всего то, что в зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с западной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему местному субстрату. Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное существование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс источников, местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями генетического фонда и фенотипического облика, с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана. В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский народ предстает перед новым историческим развитием в кругу современного разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.
Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны в большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. [10, 12 с.]
В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа - племени, народности, нации), как исторически сложившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.
Таким образом, можно сделать вывод о фактическом зарождении еще одной фазы развития этноса и трансформации общества – общности космонавтов или космической общности, своего рода «дуниеадамдар», которая не будет подразделяться на какие-либо роды, племена, нации, а будет представлять человечество с сознательной самоидентификацией «мы» (представители моего этноса - человечества) и отличительной - «их» (представители других, то есть не моего, этноса). [11, 44 с.]
Являясь частью мировой системы, казахская нация, постоянно эволюционируя, прошла все фазы развития этноса по ступеням: род, из рода в племя, затем народность, далее народ и, наконец, нация.
Установлено, что любые методологические средства, используемые в социально-историческом, политическом и другом познании, должны учитывать географические, национально-культурные и духовные аспекты развития общества. Потому как изменяются условия познания общественных отношений, явлений французским философом Ж. Леотаром была выдвинута следующая концепция: «статус знания изменяется по мере вступления общества в то, что известно под названием «эпоха постмодернизма». То есть изменяется не только социальная, но и культурная среда человеческой деятельности. Важна системная организация исследования процессов, поскольку процесс развития ведет к непрерывному росту многообразия форм.
Таким образом, при рассмотрении тенденции развития общества необходим анализ с применением комплекса методологических инструментов для получения более глубоких выводов.
Показана связь (духовная, материальная, культурная, психологическая, антропологическая) народностей, проживавших на территории Казахстана, с казахским этносом. Каждая народность, как отдельный индивид, не может существовать без внешних контактов и без общества. Контактируя друг с другом индивиды (нации), образуя общество, перенимают друг у друга присущие им особенности.
Только преемственность, реализующаяся по общественным законам, связывает разные поколения людей. Вновь народившееся поколение наследует все достижения общественного организма и продолжает унаследованную деятельность, поднимая ее на новый, более высокий уровень. Так и в вопросе образования нации: каждая народность наследовала особенности предыдущей народности, а современные казахи являют синтезированный унаследованный продукт, которые продолжают свое развитие.
Установлено, что кочевое скотоводческое хозяйство особая форма ведения хозяйства, связанного с постоянным передвижением, что в свою очередь, приводит к постоянной смене народностей, населявших степь. В этой связи, кочевые племена постоянно служили угрозой для оседлого населения, которые в социально-экономической сфере были более развитыми (Китай, Россия). Как писал К. Маркс: «Единственной преградой, на которую данная община может натолкнуться в своем отношении к природным условиям производства – к земле – как к своим собственным, является другая община, которая уже располагает этими условиями как своим неорганическим телом». Обосновано бережное отношение кочевников к природе, ее обожествление и поклонение ей, которое опровергает несколько ультрированное мнение отдельных исследователей об агрессивном и жестоком отношении к природе, в частности, Э. Реклю, который, описывая кочевников, говорил, что они опустошали почву, уничтожали сады, леса и рощи, а земледелие уничтожали путем замены на скотоводство, содействовали образованию болот, неправильному течению вод.
Установлено, что образование нации не может быть датировано определенным годом либо веком. При этом откочевка Жанибека и Керея, являющаяся историческим фактом, не представляет с собой непосредственное следствие образования казахского народа. Данное событие служило предпосылкой для сепаратизации отдельных родственных племен. При этом слово «казах» первоначально имело социальное значение, в связи с откочевкой султанов Жанибека и Керея. [12, 4 с.]
Что касается истоков казахского народа, то они уходят в глубокую древность с появлением первых насельников на территории современного Казахстана.
Доказано, что этногенез носит непрерываемый характер, вследствие чего делается вывод о том, что предки казахов были известны в истории под различными этнонимами и они прошли длительный исторический путь самоидентификации как нации.
Определено, что жизнь собственно Казахского ханства стала эпохой относительной изоляции региона, временем непрерывных усобиц, приведших к политическому, хозяйственному и культурному застою, вылившихся в разрозненность народа.
Отсутствие общенационального единства, перманентная борьба степной аристократии за власть вели к потере свободы народа, который, в связи с отсутствием внутренним несгибаемым стержнем в виде национального Духа, мог стать «легкой добычей» для внешних завоевателей и уязвимым пред лицом внешней опасности.
Выявлено, что вследствие отсутствия консолидации в сознании социума происходят трансформации. В связи с отсутствием единой идеологии Дух народа отмирает. Соответствующий процесс также происходит в период колониального угнетения и любой иной зависимости. [13, 70 с.]
Обосновано, что колонизация Казахстана Россией и последующая тоталитарная система привели к торможению процесса этногенеза, в результате которых была разрушена основа номадизма. Необходимо заметить, что, в целом, колонизация во всем мире не только тормозит, а практически уничтожает этногенез. Все действия колониальной политики (отчуждение земель, введение русской администрации, строительство дорог, превращение степи в пашню, в сенокосы вместо пастбищ, образование сел и деревень вместо аулов, привлечение казахов на воинскую службу и другие) лишают казахов основ бытия и прерывает их этногенез.
Показано, что строительство новой государственности актуализировало многие проблемы истории и пути дальнейшего развития государствообразующего этноса - казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у экспертов, политиков, ученых и общественности вызывают горячие споры, связанные с исторической традицией, эволюцией и перспективами развития казахской нации и государственности, определением их истоков, динамики развития и дальнейшим прогнозированием.
Установлено, что процесс формирования казахской нации продолжается. За годы колониальной и советской зависимости у казахов был утрачен и практически стерт опыт создания национального государства. В настоящее время на повестке дня стоит острая задача обретения новой идентичности Казахстана, национальной консолидации, утверждения своего качественно нового места в мире. Поиск ответов на эти вопросы в условиях деколонизации и детоталиризации общественного сознания затрудняется необходимостью системной трансформации общества, сложнейшим процессом строительства рыночной экономики и демократического политического устройства. [14, 16 с.]
Это затруднение усугубилось и тем, что правящее меньшинство и внешний пролетариат оказались в невыгодном положении, имея иностранный стимул. Обосновано, что следующим этапом эволюции человечества, ввиду развития космической сферы, будет являться космическая общность людей. При этом в этот процесс формирования новой общности будут вовлечены лишь наиболее развитые нации.
Об образовании в далекой перспективе всеобщей безнациональной общности говорили еще в советский период развития. При этом не отрицали устойчивость этнических черт, совокупности национального своеобразия, выражаемое языком, самобытностью культуры и быта, традиций и обычаев, национальным характером и психологией, которые характеризуют индивидуальность бытия нации.
Таким образом, в любом случае безнациональной общности будут присущи определенные национальные черты, но их принадлежность будет зависеть от мощности и прогресса конкретных наций.
Для казахской нации, как имеющей все возможности для принятия участия в этом процессе, это будет означать дальнейший период этногенеза. Однако этого можно добиться лишь преодолев стагнацию. Гегель, обозначая явления и действия, которые постоянно и единообразно дублируют сами себя, не преобразуясь качественно, использовал термин «дурная бесконечность». В отношении процесса эволюции общности казахстанского народа и, следовательно, нации, данный термин не должен быть применим.
Следует отметить, что со странами, лидирующими в социально-экономической сфере и диктующими массовую культуру, которыми в подавляющем большинстве являются западные страны. Для этого необходимо научиться разговаривать с ними на одном языке, языке науки. Тогда лишь казахский народ сможет донести до западного человека все богатство казахской культуры.
В заключение можно, сказать что вопрос об этногенезе казахского народа необходимо рассматривать одновременно с антропологической точки зрения. Объективным носителем и основным создателем этнокультурного наследия всегда был и остается человек, вне зависимости от исторического периода. В связи с географическим местом расположения в отдельных этнических группах частота проявления наследуемых признаков, как известно, варьируется. Именно биологическая природа человека может вывести результат генетически связанных между собой народностей и определить их родство между собой.
Распределение определенных генов среди представителей конкретного народа является безусловным свидетельством об этнической истории народа, его миграции, ассимиляции. Следовательно, исходя из антропологического анализа на основе генетических особенностей, прослеживающихся на протяжении веков, можно вывести основные направления как этнического, так и исторического развития населения Казахстана.
Таким образом, процесс этногенеза это не сиюминутный процесс, он не происходит простой откочевкой. Прежде чем народ будет идентифицировать себя с каким-то определенным этносом, он должен осознать свою принадлежность к нему и развить этническое самосознание, которое, зарождаясь, увеличивается в течение времени. Поэтому казахский этнос это путь эволюции собирательного образа народностей, когда-либо проживавших на территории современного Казахстана, которые никуда просто так не исчезли и, так или иначе, определили этногенез казахов.
Достарыңызбен бөлісу: |