В историографии Казахстана важное место занимает научная проблема распространения ислама и его роли в истории казахов. Как известно, на протяжении всего советского периода, уже с 20-х гг. ХХ в и вплоть до 1991 г



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата26.09.2023
өлшемі364,59 Kb.
#182579
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Байланысты:
1213-1-2863-1-10-20211005
Лек-Жүктіліктің-ерте-және-кеш-мерзімдерін-диагностикалау, Лек-Жүктіліктің-ерте-және-кеш-мерзімдерін-диагностикалау, Лекция №4


© 2021 Al-Farabi Kazakh National University 
ISSN 1563-0269, еISSN 2617-8893 Bulletin of hi
st
ory. №3 (102). 2021 https://bulletin-history.kaznu.kz 
3
МРНТИ 03.20.00

https://doi.org/10.26577/JH.2021.v102.i3.01


Н.Д. Нуртазина 
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, 
e-mail: nazira.nurtazina@mail.ru
ИСЛАМ В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
И ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЗА 30-ЛЕТИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2021)
В историографии Казахстана важное место занимает научная проблема распространения 
ислама и его роли в истории казахов. Как известно, на протяжении всего советского периода, уже 
с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до 1991 г. вследствие господства атеизма и антиисламского синдрома 
ученые не имели возможности для всестороннего и объективного исследования исламского 
фактора в истории и культуре казахского народа. Достаточно сказать, что имя Ходжи Ахмеда 
Ясауи было под запретом, суфизм трактовался как реакционное явление мистицизма (данное 
слово имело негативное значение в советской науке). Также в академических трудах ислам 
трактовался как вера социальной верхушки, тогда как народные массы якобы всегда исповедовали 
шаманизм. В целом, проблема исламизации тюрков и роль мусульманства для казахской нации 
оставалась табуированной и идеологически ангажированной проблемой. 
В историографическом обзоре за годы Независимости определены узловые проблемы
противоречия и ограниченность советологических концепций, в частности, о «синкретизме» и 
«поверхностном исламе», и показаны пути исследований в условиях Независимости и активизации 
международного сотрудничества. Обращается внимание на концепцию регионального ислама, 
признание самоидентификации этноса как главного критерия его для определения религиозной 
принадлежности; на современные тенденции и достижения исследователей, направленные на 
изучение как теоретических, так и фактологических аспектов проблемы исламизации. Дана 
общая характеристика наиболее важных исследований, их новизны, в то же время наличия 
плюрализма научных мнений, перспектив исследования роли и места ислама в истории тюрков и 
истории Казахстана в целом. Также отражена суть авторской концепции на историю исламизации 
территории Казахстана в эпоху средневековья. 
Ключевые слова:
антиисламский синдром, синкретизм, региональный ислам, религиозная 
иден 
тичность, цивилизационный подход, международные связи, духовный фактор, фунда-
ментальные исследования. 
N.D. Nurtazina 
Al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan. Almaty, 
e-mail: nazira.nurtazina@mail.ru 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©www.engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет